Взаимодействия с педагогами.
05.03.2024
"Психологические игры".
22.07.2024
Психологические
игры
- явление относительно новое, но оно моментально приобрело огромную
популярность. Любая из них – действительно игра, то есть, способ увлекательно
провести время. Интересно, иногда – азартно, иногда – эмоционально. В этом
смысле от психологической игры стоит ждать того же, чего вообще ждут от игр.
Но при этом все психологические игры имеют
глубокий подтекст. Некоторые из них открывают человеку самого себя. Другие – дают
возможность посмотреть «с разных сторон» на сложившуюся жизненную ситуацию.
Третьи – организовывают творческим образом поиск решений. Другие – дают
прорабатывать стратегии взаимодействия с другими людьми или совладания со
стрессовыми ситуациями.
Предлагаю
вашему вниманию картотеку психологических игр.
Лейка. Можно
купить готовую или сделать ее из пластмассовой бутылки, проткнув в крышке
несколько дырочек. Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков,
рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень
жарко.
Мыльные
пузыри. Ребенок
может надувать мыльные пузыри, ловить их.
Рисунки
на асфальте. В
процессе игры можно научить ребенка читать и считать. Если дорожка, на которой
рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать
кирпичики разными цветами.
Мяч. Можно
поиграть в футбол, прыгать через мяч, бросать в кольцо, «Кто дальше», «Кто
выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать
его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить). Кормим птиц. Дайте
ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или
семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Это занятие
развивает мелкую моторику ребенка. Кормление птиц прививает нежность и заботу,
учит любить природу. Еще это интересно и познавательно - ведь ребенок сможет
наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие
- пугливые.
Рисуем
на природе. Если
вы отдыхаете на даче или живете в своем доме, вынесите на улицу мольберт,
бумагу, гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг:
небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.
Обруч. Обруч
хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и
ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку, обруч можно подбрасывать,
катать, прыгать через него, использовать в различных играх.
Прыгалки. Прыжки через
скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Длину
скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят
взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.
Собираем
сокровища.
Это могут быть камешки, листики, палочки, шишечки, цветочки, семена растений.
Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке,
сочиняйте сказки. Дома этот «клад» можно использовать для творчества.
Наблюдаем
за машинами. Выйдя
из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг, вы видите
проезжающие мимо машины - ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете
машины, обсудить их скорость, сравнивать размеры, придумывать истории.
Рассматривание. Расскажите
малышу, что деревьев много, а листики у всех разные. Покажите. Сравнивайте их
по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
Наблюдение
за облаками.
Увидели на небе облака - понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
Игры
в песочнице. Пересыпайте
песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий много-мало,
тяжелый-легкий, жидкий-твердый. Игра с пеком не только укрепляет пальчики
ребенка, но и развивает мелкую моторику.
Рисуем
палочкой.
Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя,
изучаем геометрические фигуры, буквы.
Сосчитай. На прогулке можно заняться математикой: считайте камешки,
палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
Изобрази
животное.
Изображайте вместе с малышом «Кто как ходит». Во время изображения косолапого
мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.
Прогулка
под дождем.
Если ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет
дождь. Наденьте резиновые сапоги, возьмите зонт - и скорее на улицу. Гуляя,
можно слушать дождь, как он стучит по зонту, по листве, по дорожкам, лужам,
смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги на воде. Можно вспоминать
стихи, потешки, заклички о дожде и солнце, поговорки о лете. Можно бросать в
лужи камешки, палочки, листья и наблюдать за брызгами: какие тонут, а какие -
нет.
Все предложенные игры помогают развивать у
ребенка основные психические процессы: память, мышление, восприятие,
ощущения, волевые процессы. Впечатления, полученные от психологических игр,
развивают у детей наблюдательность, воображение и фантазию
"Важность психического и физического здоровья детей"
05.05.2025
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека,
неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое
можно быстро и легко растерять.
Здоровье – важнейшее условие и в
то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка,
особенно – его эмоциональной сферы.
Здоровый ребенок – как правило,
жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем
физического и умственного развития.
Здоровье ребенка – это состояние
жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное
единство физических и интеллектуальных характеристик, своевременное
формирование адаптивных и компенсаторных реакций в процессе роста.
С физиологической точки зрения
здоровье характеризуется правильной и согласованной работой всех жизненно
важных органов и физиологических систем организма, их своевременным развитием.
Хорошее здоровье –
основополагающее условие достижения успешных результатов в образовательном
процессе и становлении основ личности.
Всемирная организация
здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, духовное и
социальное благополучие человека.
Внешние источники угрозы психологической
безопасности и здоровью ребенка:
·
Манипулирование детьми.
·
Индивидуально-личностные особенности персонала.
·
Межличностные отношения детей в группе.
·
Враждебность окружающей среды.
·
Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, отсутствие
режима проветривания.
·
Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.
·
Нерациональное и скудное питание, его однообразие и плохая организация.
·
Неправильная организация общения.
·
Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка
на свежем воздухе.
·
Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском
коллективе.
·
Неблагоприятные погодные условия.
·
Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда.
Внутренние
источники угрозы психологической безопасности ребенка:
·
Привычки негативного поведения в результате неправильного воспитания в
семье.
·
Осознание ребенком своей не успешности на фоне других детей.
·
Отсутствие автономности.
·
Индивидуально-личностные особенности ребенка.
·
Патология физического развития.
Общим источником угроз
психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно
отражает окружающий его мир, т. е. вводит в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают
ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например, убеждают, что
мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
Психическое здоровье – это состояние
душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических
явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности
регуляцию поведения и деятельности.
Основу психического здоровья составляет полноценное
психическое развитие ребенка на всех возрастах онтогенеза.
Основным условием нормального
психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается
спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря полноценному
присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным
потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.п.
Следует помнить, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у
детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного
отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Психологическое здоровье предполагает здоровье
психическое, основу которого составляют полноценное психическое развитие
ребенка на всех этапах детства.
В основе психологического здоровья
являются душевных комфорт и духовное развитие человека.
Забота о психологическом здоровье
предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и
переживаниям, увлечениям и интересам. Способностям и знаниям, его отношению к
себе, сверстникам, взрослым и окружающему миру, происходящим семейным и
общественным событиям, к жизни, как таковой. Задача взрослого – помочь ребенку
в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия
и саморазвития.
Ухудшение как физического, так и
психического здоровья детей в значительной мере связано как с негативными
явлениями экологической и социальной обстановки, так и с недостатками в
организации и осуществлении медико-педагогического контроля за психофизическим
развитием, состоянием здоровья воспитанников в условиях детского сада.
Следует отметить наличие в
условиях детского сада стрессовых ситуаций: не везде создается атмосфера
доброжелательности и эмоционального благополучия, психического комфорта. Имеет
место разобщенность взрослых и детей как в детском саду, так и в семье. Это нередко
приводит к повышению напряженности, тревожности и агрессивности в поведении
детей.
Завышенные требования со стороны
педагогов и родителей к уровню подготовленности к школе приводят к
переутомлению, нервному перевозбуждению ребенка и формированию у него привычек
малоподвижного образа жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная
двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и
в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных
занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией
чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами телепередач и
видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.
В некоторых дошкольных
учреждениях налицо нерациональная организация жизнедеятельности детей:
сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице
проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений
незначительна.
Следует также отметить недооценку
значимости роли подвижной игры как основного источника эмоционального развития
ребенка.
К числу причин, влияющих на
здоровье старших дошкольников, также относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и
семьи по формированию осознанного отношения к своему здоровью и стремления к
здоровому образу жизни;
– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих
требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.
Оздоровительный режим в семье и дошкольном
учреждении
Рациональный оздоровительный режим
является основным психогигиеническим и психопрофилактическим средством в
дошкольных учреждениях. Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного
психического развития. Проявления чувств дошкольника самые непосредственные:
если радость, то огромная; если обида, то сильная; если страх, то большой. Эти
факторы могут способствовать возникновению и развитию у детей дистрессовых
невротических состояний. Поэтому для ребенка так важно отношение взрослых,
прежде всего мамы, которая для большинства детей является высшим и
непререкаемым авторитетом. Если взрослые, тем более мамы, не учитывают
особенностей эмоционального развития дошкольников, то могут возникнуть условия
для отклонений, нервно-психических нарушений, вплоть до выраженных неврозов.
Так, при наличии в семье 2-3 детей с незначительной разницей в возрасте более
внимательное и заботливое отношение родителей к одному ребенку может вызвать у
другого малыша чувство ревности. У детей 4-5 лет начинает проявляться
эмоционально-чувственное отношение к родителям, родным и сверстникам.
Невротические реакции возникают, как правило, при отсутствии эмоционального
контакта и взаимопонимания с родителями. Профилактика, а иногда и лечение таких
отклонений в поведении ребенка во многом определяются после консультации с
детским неврологом или психологом и, как правило, способствуют улучшению
отношения родителей к детям.
Возникающий эмоциональный стресс
вызывает изменения деятельности физиологических систем, степень выраженности
которых зависит не только от условий жизни, воспитания, но и от врожденных
особенностей нервной системы. Наиболее подвержены эмоциональным взрывам дети со
слабой нервной системой.
У этих детей физиологическое
состояние напряжения (стресс) может очень скоро перейти в патологическое
состояние дистресса. Родители и педагоги должны предупреждать возникновение
таких ситуаций и уж, во всяком случае, не провоцировать их.
Из каждой аналогичной ситуации
следует попытаться найти выход. Вводить ребенка в сферу переживаний взрослых
следует очень тактично. Надо постоянно и заботливо приучать малыша проявлять
внимание к окружающим людям, воспитывать у него чувство сопереживания,
подтверждая это собственным примером. Например, поддержать возникшую реакцию
жалости можно такой фразой: «Нельзя бросать куклу – ей будет больно», или
поощрить радостную реакцию при виде живого существа – это укрепляет чувство
сопереживания. Взрослые должны уметь управлять эмоциональными реакциями
маленьких детей. Ребенку следует объяснить причину слез или обиды другого
человека. Воспитание проявлений разумной гуманности — эффективный прием
укрепления эмоционального здоровья.
С целью купирования и
предупреждения нежелательных аффективных проявлений у детей рекомендуются
определенные психолого-педагогические приемы.
Большую роль играют индивидуальные
беседы воспитателей и психологов с ребенком и родителями. Все дети разные, у
каждого свой характер, свои привычки и особенности нервной системы. Поэтому к
каждому ребенку родители, воспитатели-педагоги должны подобрать индивидуальный
ключ, найти свой подход. Лучше, чтобы это делал квалифицированный психолог.
Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с
учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое
состояние родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное
значение, особенно для психического развития и здоровья детей. Отечественными
психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в
период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности
младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры прежде всего
проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции,
возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый
фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить
развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем
организма ребенка. К тому же игра на свежем воздухе оказывает оздоровительный
эффект. Характер взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми в сюжетно-ролевой
деятельности формирует личные качества, оказывает существенное влияние на
психическое здоровье, развитие эмоций.
В играх ребенок вступает в
сложные взаимоотношения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Особенно
это относится к сюжетно-ролевым играм. Именно в такой деятельности начинают
формироваться личностные качества. Родители и педагоги-воспитатели в общении с
детьми должны учитывать, что характер этих взаимоотношений оказывает
существенное влияние на психическое здоровье и развитие эмоций. Игра — это
наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция
поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в
которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является
не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок
выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д. Тем самым обогащается
эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными
целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен.
Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а
также различных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное
взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с
оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить
его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с
оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные
переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное
влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает
деятельность всех органов и систем.
В отличие от взрослых, для которых
естественной средой общения является язык, естественной средой общения для
ребенка являются игра и разнообразная деятельность. Родители, желающие здоровья
своему ребенку, должны быть его партнерами в играх. Можно использовать
несколько совместных игровых упражнений.
Между понятиями труд
(деятельность), эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в
деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в
раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для
полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его
трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную
окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с
нравственных позиций, но и с оздоровительных. Эмоциональные переживания во время
такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние
мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем,
протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность,
улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а
в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение
дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием,
лепкой, рисуют. Изучение рисунков детей, особенно по таким темам, как «В
детском саду», «Дома», «Во дворе», «Семья», позволяет получать представление о
внутреннем мире ребенка, его интересах и переживаниях. Особенно эффективными для
устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным
изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги
очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того
чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами, и он рос
здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и
бодрость. Отечественный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая
постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему
миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые
ребенок видит и слышит со стороны родителей». Самое главное в дошкольном
воспитании — это любовь родителей, внимание к ребенку персонала, положительный
пример взрослых — все это может сделать оздоровительные мероприятия максимально
эффективными.
"ЛЕТНИЕ РАДОСТИ — ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ"
23.06.2025
«Самая лучшая игрушка для
детей –
это кучка песка!»
Константин Дмитриевич
Ушинский.
Песок – это
уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство
свободы, безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего
трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться
напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песок пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную
энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам
материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные
эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать на мельчайшие
песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у
них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него
руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло
собственных рук.
Предлагаю воспитателям некоторые игры и упражнения для игры с
песком.
Опыты с
песком.
Задание: насыпать сухой песок в ведерки, баночки, в воронки, формочки.
Вопросы:
Какой
песок? (Сухой, хорошо сыпется, шуршит и т. д.) Что можно
вылепить из сухого песка?
Попробуйте
сделать домик.
Задание: полить песок из леек, кружек, баночек.
Какой
стал песок? (Потемнел, не сыпется, хорошо накладывается в формочки,
ведра.)
Сделаем
большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или
мокрый? Почему?
Дети
высказывают свои рассуждения.
Печатки
(полить
всем вместе песок)
Я в
песочнице играю,
Насыпаю, высыпаю.
Формочкой песок прижму,
Что там будет
покажу
Может, ежик или зайчик,
И
красивый попугайчик.
А быть
может, бегемот
Широко
раскроет рот.
Использовать
формочки, печатки с изображением зверей, птиц, фруктов, овощей, рыбок.
Задание: сделать «аквариум», «огород», «зоопарк». Загадать загадки,
изобразить движения птиц, зверей.
Угощения
Вот как интересно
Все лепить из теста.
Во
влажный песок можно добавить клейстер, закрасить песок красками.
Для куклы
Маши
Наварим каши.
Задание:
сделать «кашу», разложить в
кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые).
Разноцветный пирожок
Испеку для бабушки.
Маме, папе и сестричке
Пышные оладушки
РИСУЕМ НА ПЕСКЕ
Игровое
занятие для старших детей
Дети
окрашивают песок порциями в разные цвета и насыпают его в стаканчики из-под
йогурта. С помощью разноцветного песка можно получить удивительный мраморный
эффект. Насыпать его постепенно, слой за слоем, в стеклянный сосуд и воткнуть в
каждый слой деревянный шарик, колечко от пирамидки, привязанные за шнурочек.
Кончик шнурочка свисает с края сосуда. Когда сосуд наполнится, шарики, колечки
вытаскивают за эти шнурочки.
Восхищайтесь
вместе с детьми, любуясь разноцветной мозаикой песка.
Прятки
Можно спрятать
все в песок,
А потом с
дружком искать.
Раз, два,
три, бери совок,
Постарайся
угадать –
Где утенок,
где машинка,
Шарик,
палочка, резинка?
Ты копай,
копай, копай,
Все
находки доставай.
Несколько
детей прячут в песок мелкие игрушки, предметы (баночки, палочки,
коробки). Потом все ищут спрятанное. Можно обыграть каждую находку:
рассказать стихотворение, изобразить движениями, мимикой, словами.
РАЗНЫЕ
ИГРЫ С ПЕСКОМ
Мокрые отпечатки.
Оставить
следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в ведерке; в обуви
разного размера.
Забавные
ладошки: сделать отпечатки, палочкой дорисовать изображение.
«Золотоискатели».
Разбросать
камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.
Рассказать о золотоискателях в Америке, Якутии. В группе вы найдете на карте
эти места.
Брось камешек.
В песке
сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого — ведерко с
камешками. Бросают по три камешка. Победителей угостить песчаными тортами.
Песочная черепаха.
Сделать
из влажного песка большой овальный холм туловище, маленький холмик наверху —
голова, выпуклость по бокам - ноги.
Песочные замки.
Для
малышей насыпать песок в кучу, сначала маленькую, затем все больше и больше. У
кого хватит сил? Кто съел всю кашу?
На ровной
влажной поверхности рисовать палочкой, прутиком. Можно писать цифры, буквы, имена,
номера телефонов.
Картины на песке.
Солнышко песок пригрело,
Моя спинка загорела.
Ножки босые у нас
По песку пустились в пляс.
Жаль, что моря рядом нет,
И пора нам на обед.
Уходить на всем пора.
Не забудьте руки с мылом
Чисто вымыть детвора.
Развитие саморегуляции у дошкольников.
04.07.2025
Одним из важнейших качеств
ребёнка, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте является произвольность
поведения или саморегуляция.
Саморегуляция – это процесс
управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими
состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное,
активное следование определённым нормам и правилам.
Основными особенностями саморегуляции
являются:
1. Осознанность
действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в
деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности:
зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности
– умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это
означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать
правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
По данным нейрофизиологических
исследований истинная саморегуляция формируется только к 9-10 годам. Но это не
значит, что в дошкольном возрасте не нужно развивать эту способность. Как показывают
исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные
движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей
функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение
правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте
появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно
возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для
развития основ произвольной саморегуляции. К концу дошкольного возраста у детей
развиваются разные её виды: двигательная, учебная, личностная саморегуляции.
Двигательная сфера:
Для того чтобы самому научиться
контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями:
·
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
·
различать и сравнивать мышечные ощущения;
·
определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”,
“тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями
(“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм);
·
менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Первые три умения можно с успехом
тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной
одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.
Эмоциональная сфера:
Способности детей в произвольной
регуляции эмоций в сравнении с движением еще менее развиты: им трудно скрыть
радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока
эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного
окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно
выражать.
Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:
·
произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он
испытывает;
·
различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер
(приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
·
одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на
экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции,
которые испытывают окружающие;
·
произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по
заданному образцу.
Сфера общения:
Овладев начальными навыками
эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным
инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный
контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений:
·
управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
·
сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно
проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
·
отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние
товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам
общения).
У детей больше, чем у взрослых, развита
интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они
не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это
благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности,
доброты.
Уровень овладения ребенком элементарными
умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливать
эмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его
личности.
Сфера поведения:
Управление поведением, как самой сложной
сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее
рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для
этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой
регуляции:
·
определять конкретные цели своих поступков;
·
искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих
целей;
·
проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя
ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
·
предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
·
брать на себя ответственность.
С целью принятия и выполнения ребёнком
норм взаимодействий с другими людьми и самим собой в группе введены
определённые ритуалы, помогающие ребёнку понять и усвоить нормы и правила
поведения в группе.
Чтобы помочь детям осознать себя и своё
поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, используйте
основной вид деятельности – игру. Правила игры – основной метод развития
саморегуляции. Развитие саморегуляции в игре проходит по определённым этапам.
(Таблица №1)
Этапы развития саморегуляции
дошкольников в игре.
|
Этапы |
Игра |
|
I этап |
Игры с запрещающими правилами действия. |
|
II этап |
Игры с запрещающими правилами общения. |
|
III этап |
Игры, сочетающие оба типа: запрещающими правилами и
действия и общения. |
|
IV этап |
Детям самим предлагаем ввести новые правила. |
Для формирования саморегуляции в группе
необходимо создавать условие, использовать разные методы, проводить эту работу
во всех режимных моментах.
Важным фактором формирования
саморегуляции является принятие и выполнение ребёнком норм взаимодействий с
другими людьми и самим собой. Введение определённых ритуалов, помогающие
ребёнку понять и усвоить нормы и правила поведения в группе.
Таким ритуалом в группе может быть
подготовка к занятиям. Приходя в детский сад, дети видят на доске фотографии и
узнают, какие сегодня будут занятия, какие кружки, и что нужно им подготовить к
занятиям.
Для формирования саморегуляции можно
использовать рабочие тетради. Именно они помогают научить детей проверять свою
работу, сравнивать её с образцом, находить собственные ошибки, работать по
схемам. Воспитателю необходимо обращать внимание на эстетику выполнения
задания, в каком виде находится тетрадь – это всё судит о его аккуратности,
культуре.
Следовательно, педагогической поддержкой
развития способностей старших дошкольников к саморегуляции является:
культивирование эмоционально насыщенной атмосферы внимательного,
доброжелательного отношения к ребёнку в процессе его воспитания; овладение
педагогами навыков построения игры; создание разнообразной предметной среды в
группе.