«Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
14.02.2025
Проблема приобщения
детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана
необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все
времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы
пригодиться детям в жизни. В игре отношения детей между собой являются
практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами социализации
детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых – игрушка.
В
словаре Даля понятие «игрушка» толкуется как «вещь, сделанная для забавы, для
игры или потехи, особенно детям». Настоящая народная игрушка - это не только
предмет детской забавы, но и подлинное, своеобразное искусство, обладающее
своей спецификой. Постичь её во всей полноте и глубине можно только при
многократном соприкосновении с творениями народных мастеров. Это объясняется
тем, что народная игрушка обладает качествами неизобразительного, а декоративно
– прикладного искусства в большей степени условного, не копирующего
действительность, а отражающего образы окружающего мира обобщенно, символично,
аллегорично, с невероятно смелой фантазией.
Игрушки
известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого
игрушка не занимала бы своего заметного места. На территории расселения
восточных славян археологами обнаружены древние лодочки, волчки, птички,
погремушки, дудочки, фигурки людей, свистульки, изображения животных и т.д.
согласно легенде, сам Сергей Радонежский – наиболее чтимый русский святой – не
только благословил игрушку, как разумную детскую забаву, но и собственноручно
делал деревянные игрушки. Игрушки всегда сопровождали детство, но несомненно
то, что в прежние времена они выполняли гораздо более значимые функции и
использовались в культуре более разнообразнее.
Чудесные
народные игрушки относятся не к сфере профессионального, а к особой сфере –
сфере народного искусства. Из этого следует, что такая игрушка носит характер
коллективного творчества, в котором традиция становится непременным условием
его существования. Основные приемы обработки материала, устоявшийся круг
образов, представления о прекрасном в окружающем мире отбираются и сохраняются
веками, усилиями многих безымянных мастеров – игрушечников. Навыки и секреты
художественного ремесла у мастеров народной игрушки передаются из поколения в
поколение. Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с
тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Характерно, что у крестьянских
детей никогда не было много игрушек. Игрушки были крайне просты, а порою и
невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего
воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.
Немного цветная условная роспись, подчеркнутость фактуры и цвета дерева,
упрощенно - лаконичная пластика, и – удивительно! – рождается очень
выразительный художественный образ. Не зря в народе говорили: «Не то дорого, что
красно золото, а то, что доброго мастерства»
Народная
игрушка не подвластна моде. Как любое произведение искусства, она часть
культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила
своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и
эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности
игрушки. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ всю свою фантазию,
выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь
поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на
протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в
себя её национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка –
всегда рассказ об истории народа, его ценностях и идеалах.
Настоящая
народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье.
Именно поэтому, когда в наших руках оказывается народная игрушка, возникает
особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого,
солнечного начала, высшей красоты и гармонии.
Русская
народная игрушка – основной игровой атрибут игровой деятельности. Большинство
современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя
изначально игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного
развития ребенка. Одним из возможных путей разрешения противоречия, которое
сложилось между теоретиками и практиками рынка игрушек, является изучение опыта
игровой деятельности детей в народной педагогике. Необходимо восстановить связь
времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников,
что они являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в
национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры
и, в первую очередь, к народной игрушке. Ребенок проживает со своей куклой все
события чужой и собственной жизни во всех социальных и нравственных
проявлениях, доступных его пониманию.
Народная
игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не
предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но
именно народная игрушка всегда несла в себе потенциал социального наследия. К
сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Дошкольное
детство – время игры. И будет целесообразным использовать народные игрушки для
ознакомления детей с историей и культурой русского народа.