«Приобщение к истории, традициям и культуре России»
22.11.2024
В современных
условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой
проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания,
осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно
богатой личности. Если мы хотим воспитывать в наших детях высокую нравственную
культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм,
толерантность), то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны
возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их
деды и прадеды, не были «Иванами, не помнящими родства»
Наши
дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и
традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в
возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую
свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские
народные танцы, в которых дети черпают народные нравы, обычаи и русский дух
свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки,
стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо
донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной
культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо
обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к
фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт,
просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни
ребенка.
В
народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,
совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом
нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не
милосердие и т.п. считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра,
умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую
ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному
количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс
народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и
труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека.
Русское
народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и
основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления
личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно –
нравственные качества личности ребенка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие
ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру
России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает
истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные,
эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На
основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное,
усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая
сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения
декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости,
удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют
воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей,
приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная
культура – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый
и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного
творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно
влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности
каждого ребенка, формирует общую духовную культуру.
И
начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет.
Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью,
детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки
национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям,
уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье
должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья.
Народное
искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и
красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек,
успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска,
музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую нагрузку. В
результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется
спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение
радости.
Примером
сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из
поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются
пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а
мудрость – глупость.
Старинная
мудрость напоминает нам: «Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной
культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в
национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие
детей.