Проект "Россия - многонациональная страна"

31.01.2025

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение Городского округа «город Ирбит»

 Свердловской области   «Детский сад № 20»

                         

Тема проекта:

«Россия - многонациональная страна»

 

 

                                     

Проект составили:

педагог-психолог Сосновских О.А.;

учитель – логопед Васильева Ю.Ю.

Проект:  «Россия - многонациональная страна»

 

Долгосрочный проект: с октября 2024 года по май 2025 года

Актуальность проекта:

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, в нашей многонациональной стране, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Участники проекта: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Вид проекта:  долгосрочный, позновательно - исследовательский, творческий, патриотический.

 Цель проекта: Развивать у детей чувство патриотизма и гордости за свой народ и свою страну, формировать у детей чувство уважения, интереса  к другим национальным культурам, проживающим в России. 

Задачи: 

Образовательные: дать представление  детям о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских, татар, башкир, мордвы, чувашей и др); формировать и совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей; воспитывать чувство гордости и патриотизма к своей стране.

Развивающие: развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к различным видам деятельности, развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.

Методы и формы работы:

 - наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- заучивание;

- рассказывание;

- художественное творчество;

- рассматривание произведений искусства;

 - беседы;

- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;

 - опытно-экспериментальная деятельность;

 - конструктивно-продуктивная деятельность.

 

Сроки проведения: октябрь 2024– май 2025 года. 

Ожидаемые результаты (продукт проекта): воспитанник, имеющий представление о России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных народностей, способный организовать свою деятельность,  умеющий творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности; владеющий  исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы,  навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией, любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

11. Сущность проекта: все мероприятия, запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать представление о России, как многонациональной стране. 

 Участвуя в мероприятиях, дети смогут приобрести новые знания о  некоторых обычаях, традициях, праздниках русских, татар, якутов; об особенностях быта и культуры народов России, обогатить словарь  новыми понятиями: новруз, припекать, папаха, тюбетейка, чайхана, колядки, сочельник, пиала;   об особенностях  национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов, через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование, рассматривание иллюстраций.

Так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.

В образовательной деятельности участвуют не только дети и специалисты, но и родители. Им в помощь предложены рекомендации, и информация о России, игры, загадки и стихи

 
 

Этапы реализации проекта «Россия - многонациональная страна»

 

пп

Мероприятия

Цели

исполнители

 

1 этап – подготовительный.

 

1

1-2 неделя

сентября

Беседа с детьми «Россия - многонациональная страна»

Сформировать интерес у детей к теме  проекта.

Приложение №1.

Педагог-психолог

 

2

2-3 неделя сентября

Фотовыставка-«Красота и разнообразие народных костюмов»

Познакомить детей с народными костюмами народов России.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

3

1-2 неделя октября

Беседа: «Национальные костюмы народов России».

Знакомство детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Приложение №2.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

4

3-4 неделя октября

Консультация для родителей: «Моя Родина - Великая Россия».

Просвещать родителей по данной теме.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

5

1-2 неделя ноября

Анкета для родителей на тему: «Воспитание патриотизма у детей»

Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

2 этап – основной. Практический этап

 

6

3-4 неделя

ноября

Путешествие по карте Российской Федерации

Знакомить детей с местом проживания народов на территории РФ

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

7

1-2 неделяХочу такой сайт

декабря

Рассматривание иллюстраций «Национальные костюмы народов России».

   

Сформировать представления воспитанников об особенностях национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов.

 

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

8

1-2 неделя

декабря

Познавательные сообщения: Национальные праздники и традиции. «А знаете ли вы,

что значило на Руси «припекать ребенка?»

что такое «сабантуй»»?

почему якуты «кормят» огонь?»

 

Познакомить детей с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, татар, якутов; расширить знания воспитанников об особенностях быта и культуры народов России, обогатить словарь воспитанников новыми понятиями: новруз, припекать, папаха, тюбетейка, чайхана, колядки, сочельник, пиала.

 

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

9

3-4 неделя

 декабря

Дидактические игры «Я живу в России», «Придумай узор»,  «Чудесный мешочек», «Чей костюм?»

Подвижные игры:  Русская «Ручеек», «Дорогая Арина»; Татарская «Скок-перескок», «Угадай и догони»

С помощью игр     передать знания о традициях, обычаях, формировать представления о культуре народов, учить детей играть.   Игры направлены на развитие устной речи, внимания, памяти. 

Приложение №3.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

10

1-2 неделя

января

Чтение сказок: мордовская сказка «Лиса и медведь», татарская сказка «О кривой берёзе», «Умная девушка», карельская сказка «Умный сказочник», башкирская «Золотые руки».

  Расширить   словарь воспитанников, развивать  любознательность, воспитывать уважение к мудрости народных сказок.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

11

3-4 неделя

января

Заучивание стихотворений У. Трутнева «О Родине», Г. Ладонщиков «С добрым утром, край родной!»В. Орлова  «Родное».

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к своему городу.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

12

1-2 неделя февраля

  Конструирование из бумаги «Национальный головной убор-кокошник»

• Рисование «Моя Родина».

• Рисование: "Матрешка"

   

Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков, рисовании, аппликации.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

13

3-4

Неделя

февраля

Пословицы, загадки, поговорки, потешки о родине.

 

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к своему городу.Приложение4.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

14

1-2 неделя

марта

Выставка детских работ «Россия - многонациональная страна».

 

 Развивать у детей не только творческие способности, но и способность организации деятельности, умение работать в паре, оценивать результат совместного труда, воспитывали аккуратность, настойчивость.  Подводя итог своей деятельности, дети анализировали ее, сравнивали замысел с результатом.

 

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

15

3-4 неделя

марта

Выставка рисунков:

«Моя Родина - Россия»

Оформить выставку рисунков.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

16

1-2 неделя

апреля

 

 Создание мини – музея «Куклы в национальных костюмах».

Воспитывать уважение к людям разных национальностей, их культуре; развивать представление о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят жить в мире и согласии; ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей; развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту людей разных наций.

 

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

3 этап – заключительный.

 

17 апреля

3-4 неделя

 

 Показ презентации  «Россия - многонациональная страна».

   

Обобщить и систематизировать представление детей о многонациональной Родине.

Педагог-психолог; учитель-логопед

 

18 май

Анализ результативности

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Подводятся итоги, подготавливается презентация.

   
   

Литература.

Методическая литература:

Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;

Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;

Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;

Т.А.Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей. Книголюб. 2005;

     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».