Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
Городского округа «город Ирбит»
Свердловской области «Детский сад № 20»
Тема
проекта:
«Россия - многонациональная страна»
Проект составили:
педагог-психолог Сосновских О.А.;
учитель – логопед Васильева Ю.Ю.
Проект: «Россия - многонациональная страна»
Долгосрочный
проект: с октября 2024 года по май 2025 года
Актуальность проекта:
Дружелюбие,
уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом
поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается
формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут. Проблема
воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых
актуальных в России, в нашей многонациональной стране, с множеством
разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе
толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как
общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
Участники проекта: дети с ограниченными возможностями здоровья.
Вид проекта: долгосрочный,
позновательно - исследовательский, творческий, патриотический.
Цель проекта: Развивать у детей чувство патриотизма и гордости за свой
народ и свою страну, формировать у детей чувство уважения, интереса к другим национальным культурам, проживающим в
России.
Задачи:
Образовательные: дать представление
детям о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России (русских,
татар, башкир, мордвы, чувашей и др); формировать и совершенствовать
исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать
вопросы, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и обычаям других
народностей; воспитывать чувство гордости и патриотизма к своей стране.
Развивающие: развивать творческие способности дошкольников посредством
приобщения к различным видам деятельности, развивать способность организации
действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в
художественно-продуктивной деятельности.
Методы и формы работы:
- наблюдение;
-
чтение художественной литературы;
-
заучивание;
-
рассказывание;
-
художественное творчество;
-
рассматривание произведений искусства;
- беседы;
-
подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- конструктивно-продуктивная деятельность.
Сроки проведения: октябрь 2024– май 2025 года.
Ожидаемые результаты (продукт проекта): воспитанник, имеющий представление о
России как о многонациональной стране, знакомый с некоторыми традициями разных
народностей, способный организовать свою деятельность, умеющий творчески
применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной
деятельности; владеющий исследовательскими умениями наблюдать,
сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы,
навыками поисковой деятельности, умением выступать перед аудиторией,
любящий родной край, уважительно относящийся к культуре и обычаям других
народностей, к сверстникам.
11.
Сущность проекта: все мероприятия,
запланированные в данном проекте, направлены на достижение главной цели – дать
представление о России, как многонациональной стране.
Участвуя в мероприятиях, дети смогут
приобрести новые знания о некоторых
обычаях, традициях, праздниках русских, татар, якутов; об особенностях быта и
культуры народов России, обогатить словарь
новыми понятиями: новруз, припекать, папаха, тюбетейка, чайхана,
колядки, сочельник, пиала; об
особенностях национальной одежды и обуви, орнаментов разных народов,
через беседы, чтение художественной литературы, лепку, аппликацию, рисование,
рассматривание иллюстраций.
Так
как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, то детям
предлагается много игр. В игре в непринужденной форме дети вступают в
сотрудничество друг с другом, приобретают новые знания.
В
образовательной деятельности участвуют не только дети и специалисты, но и
родители. Им в помощь предложены рекомендации, и информация о России, игры,
загадки и стихи
Этапы реализации проекта «Россия -
многонациональная страна»
|
№
пп
|
Мероприятия
|
Цели
|
исполнители
|
|
|
1 этап – подготовительный.
|
|
|
1
1-2
неделя
сентября
|
Беседа
с детьми «Россия - многонациональная страна»
|
Сформировать
интерес у детей к теме проекта.
Приложение
№1.
|
Педагог-психолог
|
|
|
2
2-3
неделя сентября
|
Фотовыставка-«Красота
и разнообразие народных костюмов»
|
Познакомить
детей с народными костюмами народов России.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
3
1-2
неделя октября
|
Беседа:
«Национальные костюмы народов России».
|
Знакомство
детей с многонациональным составом населения России, воспитывать
уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Приложение
№2.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
4
3-4
неделя октября
|
Консультация
для родителей: «Моя Родина - Великая Россия».
|
Просвещать
родителей по данной теме.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
5
1-2
неделя ноября
|
Анкета
для родителей на тему: «Воспитание патриотизма у детей»
|
Вовлечь
родителей в воспитательно- образовательный процесс.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
2 этап – основной. Практический этап
|
|
|
6
3-4
неделя
ноября
|
Путешествие
по карте Российской Федерации
|
Знакомить
детей с местом проживания народов на территории РФ
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
7
1-2
неделя
декабря
|
Рассматривание
иллюстраций «Национальные костюмы народов России».
|
Сформировать
представления воспитанников об особенностях национальной одежды и обуви,
орнаментов разных народов.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
8
1-2
неделя
декабря
|
Познавательные
сообщения: Национальные праздники и традиции. «А знаете ли вы,
что
значило на Руси «припекать ребенка?»
что
такое «сабантуй»»?
почему
якуты «кормят» огонь?»
|
Познакомить
детей с некоторыми обычаями, традициями, праздниками русских, татар,
якутов; расширить знания воспитанников об особенностях быта и культуры
народов России, обогатить словарь воспитанников новыми понятиями: новруз,
припекать, папаха, тюбетейка, чайхана, колядки, сочельник, пиала.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
9
3-4
неделя
декабря
|
Дидактические
игры «Я живу в России», «Придумай узор», «Чудесный мешочек», «Чей костюм?»
Подвижные
игры: Русская «Ручеек», «Дорогая
Арина»; Татарская «Скок-перескок», «Угадай и догони»
|
С
помощью игр передать знания о
традициях, обычаях, формировать представления о культуре народов, учить детей
играть. Игры направлены на развитие
устной речи, внимания, памяти.
Приложение
№3.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
10
1-2
неделя
января
|
Чтение
сказок: мордовская сказка «Лиса и медведь», татарская сказка «О кривой
берёзе», «Умная девушка», карельская сказка «Умный сказочник», башкирская
«Золотые руки».
|
Расширить словарь воспитанников,
развивать любознательность, воспитывать уважение к мудрости народных
сказок.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
11
3-4
неделя
января
|
Заучивание
стихотворений У. Трутнева «О Родине», Г. Ладонщиков «С добрым утром, край
родной!»В. Орлова «Родное».
|
Развитие
эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к
своему городу.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
12
1-2
неделя февраля
|
Конструирование из бумаги «Национальный
головной убор-кокошник»
•
Рисование «Моя Родина».
•
Рисование: "Матрешка"
|
Раскрытие
и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации,
закрепление навыков, рисовании, аппликации.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
13
3-4
Неделя
февраля
|
Пословицы,
загадки, поговорки, потешки о родине.
|
Развитие
эмоциональной сферы детей, формирование патриотических чувств и любви к
своему городу.Приложение4.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
14
1-2
неделя
марта
|
Выставка
детских работ «Россия - многонациональная страна».
|
Развивать у детей не только творческие
способности, но и способность организации деятельности, умение работать в
паре, оценивать результат совместного труда, воспитывали аккуратность,
настойчивость. Подводя итог своей
деятельности, дети анализировали ее, сравнивали замысел с результатом.
|
Педагог-психолог; учитель-логопед
|
|
|
15
3-4
неделя
марта
|
Выставка
рисунков:
«Моя
Родина - Россия»
|
Оформить
выставку рисунков.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
16
1-2
неделя
апреля
|
Создание мини – музея «Куклы в национальных
костюмах».
|
Воспитывать
уважение к людям разных национальностей, их культуре; развивать представление
о том, что Россия - большая многонациональная страна, все люди которой хотят
жить в мире и согласии; ориентировать семью на духовно – нравственное
воспитание детей; развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь
красоту людей разных наций.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
3 этап – заключительный.
|
|
|
17
апреля
3-4
неделя
|
Показ презентации «Россия - многонациональная страна».
|
Обобщить
и систематизировать представление детей о многонациональной Родине.
|
Педагог-психолог;
учитель-логопед
|
|
|
18
май
|
Анализ
результативности
Обработка
и оформление материалов проекта в виде презентации
|
Подводятся
итоги, подготавливается презентация.
|
|
|
Литература.
Методическая
литература:
Н.В.Алешина
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.:
Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003;
Н.А.
Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников:
практическое пособие – М.: Айрис – пресс,
2011;
Г.Н.Зеленова,
Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;
Т.А.Шорыгина
«Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей.
Книголюб. 2005;