Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук с помощью технологии «Бусоград»
26.12.2024
Зачем развивать мелкую
моторику?
Развитие мелкой моторики ребенка – тонких
движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития
ребенка.
Высокий уровень развития мелкой моторики
свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и
психологической готовности ребенка к школе.
Мелкая моторика – основа развития
психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных
представлений.
В
старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации
движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к
письму. А уровень развития мелкой моторики может стать одним из показателей
интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.
Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память,
словесно – логическое мышление.
Важно помнить, что неподготовленность к
письму и недостаточное развитие мелкой моторики рук могут привести к большим
умственным и физическим нагрузкам, вследствие чего у ребенка возникнут
негативное отношение к учебе, тревожное состояние в школе.
Для подготовки руки к письму хорошо подойдут
такие виды работ, как:
-
раскрашивание картинок;
-
обведение плоских фигур;
-
обведение трафаретов;
-
рисование различных линий: прямых, фигурных;
-
рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
-
выполнение штриховок;
-
графический диктант.
На
смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные
на активизацию познавательного, личностного, творческого, духовно-нравственного
развития ребенка.
Одним из инструментов развития различных
способностей детей является технология «Бусоград или волшебные игры Феи
бусинки» - система игр и творческих упражнений с бусами для дошкольников
Родиной М.И. Методы данной технологии заключаются в создании различных линий,
дорожек, фигурок, букв, геометрических фигур, картин и много другого.
Эта техника кропотливая, интересная,
необычная и очень приятная. Применение данной технологии возможно, как в
совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.
При проведении работы с использованием
бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида
деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана
положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, домиков,
замков, различных предметов, букв русского алфавита и т.д. Для создания
творческой атмосферы автор методики рекомендует и использовать музыкальное
сопровождение со спокойной, красивой мелодией.
Бусы – это не только элемент украшения,
соответствующий тому или иному костюму, бусы – это полет человеческой фантазии.
А для ребенка – это еще доступный и эстетический, притягательный дидактический
материал. При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации,
работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует
развитию мелкой моторики, и конечно же, творчества. Помимо этого, ребенок на
практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что
развиваются и речевые способности ребенка. Благодаря применению в работе
техники «Бусоград», ребята быстрее начинают чисто и выразительно говорить.
Дети охотно работают с этим материалом,
довольно быстро осваивают основные приемы, и затем их фантазию бывает трудно
унять. Очень интересно проходят игры на ассоциации «На что это похоже?», когда
в фигуре, получившейся от свободно упавших бус, дети пытаются угадать животное
или предмет. Разумеется, здесь на помощь приходит весь их детский опыт.
Интересен вариант игры, когда ребенок отгадывает, что пытался изобразить его
сосед. В процессе уже одной этой игры обогащается словарь ребенка.
Многие дети с речевыми нарушениями
испытывают дискомфорт в отношениях со сверстниками. И здесь тоже приходят на
помощь наши старые знакомые – бусы. Ведь невозможно не общаясь построить общий
дом или сказочную полянку, или же украсить новогоднюю елку.
«Бусоград»
без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как СДВГ.
Педагоги это подтверждают, так как в процессе работы с этой техникой у детей с
СДВГ отмечается значительное улучшение: дети становятся более спокойными,
собранными, гораздо внимательнее.
И конечно же, нельзя не отметить
релаксирующий эффект от занятий с бусами. Здесь еще одним неоценимым помощником
является музыка – своего рода музыкальная терапия в купе с бусотерапией.
Замечено, что в процессе работы с бусами многие дети с проблемами спастического
состояния верхних конечностей гораздо легче и быстрее преодолевают эти
сложности.