План по самообразованию педагога- психолога на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями с помощью технологии «Бусоград».

18.09.2024

Актуальность.

     Проблема развития мелкой моторики рук является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

     Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ.

      Бусы – это не только элемент украшения, соответствующий тому или иному костюму, бусы – это полет вашей фантазии, а для ребенка – это еще и доступный, безопасный и эстетически притягательный дидактический материал.

При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер, тем самым развиваю восприятие.

Работу с бусами организовываются с простых игр-заданий, используя принцип дидактики и последовательности: от простого к сложному. Постепенно задания усложняются, стимулируя познавательный интерес детей через игры с бусами. Дети выкладывают какой-либо образ или предмет и рассказывают о нём.

   Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.

   В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», у детей развивается творческое мышление, воображение, фантазия.

   При проведении работы с использованием бусотехники необходимо помнить о главном условии успешности этого вида деятельности – ребенку должно быть интересно. У него должна быть создана положительная мотивация для создания героев сказок, волшебных линий, домиков, замков, различных предметов, букв русского алфавита и т.д. Для создания творческой атмосферы использую музыкальное сопровождение со спокойной, красивой мелодией и персонаж девочку Бусинку.

    Цель: Создавать условия, сопутствующие  развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Задачи:

·        Развивать психические процессы, через развитие мелкой моторики рук

·        Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, через развитие мелкой моторики рук.

·        Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

 

      Планируемый результат:

• Усовершенствование пространственных представлений;

• Развитие мелкой моторики, применяя различные методы и приемы, тренировка мышц;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, точности, настойчивости.

     Принципы  развития мелкой моторики рук:

·        Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, творческого и речевого развития детей

·        Восприятие ребёнка как личности, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.

·        Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям умственной активности воспитанников, отсутствие критики и оценок.

·        Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного решения.

·        Стремление педагога к открытию и применению новых методов обучения и воспитания.

 

Используемые в работе с детьми с ОВЗ  методы:

·        Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук

 (практический метод).

·        Моделирование (практический метод).

·        Заучивание наизусть (словесный метод).

·        Составление рассказов и сказок (словесный метод).

·        Беседа (словесный метод).

·        Рассматривание картин из бус (наглядный метод).

 

Обеспечение: бусы разного цвета и разной длины

 

Техника безопасности в работе с бусами:

·        Хранить бусы в специальной коробке, чтобы не растерять их.

·        Не дергать бусы, ведь они очень хрупкие и могут порваться.

·        Не пробовать бусины на вкус, не нюхать их, чтобы не попали в нос.

·        Не оставлять ребёнка с бусами без присмотра взрослого.

 

 Используемые технологии:

·        Игровые технологии.

·        Технология групповой работы.

·        Коммуникативные технологии.

·        Здоровье сберегающие технологии.

·        Технология рисования бусами М.И. Родиной

 

Этапы работы с техникой «Бусоград»:

 I этап. Подготовительный.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Дети рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения,  работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами.

II этап. Конструктивный.

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. Привязываем упражнения к лексическим темам.

III этап. Творческий.

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров, придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление и обыгрывание звуков (желательно применять и цветовое обозначение, соответствующее гласным и твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей).

 

Технология  «Бусоград»  направлена на развитие у детей:

·         пространственной ориентировки

·         пространственного восприятия;

·         пространственного мышления;

·         мелкой моторики;

·         зрительной и слуховой памяти;

·         процессов внимания;

·         формирование социальной адаптации;

·         самоконтроля за деятельностью;

·         воображения.

Данная технология может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

 

План работы с детьми на 2024 -2025 год

   

№ п/п

Сроки

Тема занятия

Результаты

1

Сентябрь

     

3 неделя-

4 неделя

-  Беседа о правилах игры в бусы

Гр. № 1

Гр. № 2

Гр.  № 3

Гр. № 4

Гр.  № 5

 -  Игра Знакомство с феей «Бусинкой» и волшебной страной «Бусоград»

-  Знакомство с бусами

-  Разучивание д/упр. "Бусы и шкатулочка", «Вертушка», «Маятник», «Куча-мала»

-  Разучивание стихов

- Определяют  форму бусин, размер своих бус по отношению к другим (методом сравнения, работаем со всей длиной бус, используем пальчиковые упражнения с бусами).

- Каждому ребенку раздается по одной нитке бус. На полу или на столе нужно сгрести ладошками бусы в кучку- «кучу мала». В центре «кучи-мала»  из бус поставить два указательных пальца и обеими руками растянуть пальцы в разные стороны.

2

Октябрь

1  неделя-

2 неделя

 

 

 

 

 

 

 

3 неделя-

4 неделя

 

-  Повторение упр. "Бусы и шкатулочка", «Вертушка», «Маятник»

-  Разучивание д/упр «Волшебная дорожка», «Маленькая горка», «Большая гора». «Улитка»

-  Разучивание стихов

1.Двумя указательными пальцами растянуть из бус «дорожку». Затем край «дорожки» накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая ее к бусам. Крутить бусы не до конца, оставить не большой кончик. Таким образом, бусы закручиваются в «улитку».

2.Двумя указательными пальцами растянуть из бус «дорожку». В центр поставить указательный палец. Потянуть цепочку пальцем от себя. Сначала потянуть немного – «бугорок». Затем потянуть больше- «кочка», еще больше –«горка», еще больше – «гора».

 

Ноябрь

Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями.

3

 Хочу такой сайт

1  неделя-

2 неделя

             

3 неделя-

4 неделя

   
 

 Игры-упражнения: «Тарелка, лодочка, квадрат»,  «Домик».

 

-  Разучивание стишка

       

Самостоятельная творческая игра: «Сделай любимую фигуру и покажи другу».

 

Двумя указательными пальцами растянуть из бус «дорожку». В центр, между цепочками бус, поставить указательные пальцы на небольшом расстоянии друг от друга. Затем потянуть бусы обоими пальцами.

Растянуть две «дорожки» из бус параллельно друг другу — одна над другой. Из нижней «дорожки» двумя указательными пальчиками сделать квадрат — «домик без крыши». Из верхней «дорожки» сделать треугольник — «крыша домика».

 

4

Декабрь

 

1  неделя-

2 неделя

                                                             

3 неделя-

4 неделя

 

- Игры-упражнения: «Парусник», «Тучка»

-  Разучивание стишка

                                                                 

-Игры-упражнения: «Птичка», «Лесная дорожка»

-  Разучивание стишка

   

-Две «дорожки» из бус расположить параллельно друг другу, одна над другой. Из нижней «дорожки» двумя указательными пальцами, слегка потянув к себе, сделать «лодочку». Из верхней «дорожки», потянув одним пальцем от себя, сделать треугольник— «парус».

  -Двумя  указательными пальцами растянуть из нитки бус «дорожку». Поставить два указательных пальца между цепочками из бус на небольшом расстоянии и слегка потянуть к себе, чтобы получились две «ямки». Двумя пальцами, потянуть от себя верхнюю цепочку из бус — получаются :  «горки». Приглядитесь! Получилась «тучка» (облако).

Предложить детям посмотреть и полюбоваться на «тучки». Двумя указательными пальцами растянуть из нитки бус «дорожку». Затем поставить указательный палец над цепочками бус по центру. Потянуть бусы к себе (по полу или столу).

-  Вариант 1.  Сделать из бус «дорожку». Затем указательный палец одной руки поставить под «дорожкой» (ближе к себе) и потянуть бусы от себя вверх (вперед по полу). Палец другой руки поставить над «дорожкой» и потянуть к себе (по полу или столу). Можно также потянуть бусы пальцами обеих рук одновременно.

Вариант 2. «Шагать» указательным и средним пальцами одной руки рядом с «извилистой дорожкой», от начала до конца и обратно, поворачивая кисть руки по изгибам «дорожки» в одну и другую сторону. Затем то же другой рукой. Можно то же обеими руками одновременно.

   

Январь

начинаем работать с парой бус. Усложняем картинки и действия с ними: - например, на парусник надо подуть – «с-с-с», по крыше дома стучит дождик – «бум-бум-бум» и т. д.

5

1  неделя-

2 неделя

         

3 неделя-

4 неделя

 

-  Игры-упражнения: «Цветочки»

-  Разучивание стихов

         

- Игры-упражнения: Игры от Феи Бусинки «Ходим в гости»

-  Разучивание стишка

Сделать из бус «дорожку». Затем ладонями развести цепочки бус в разные стороны  сделав круг из бус. Поставить указательные пальцы по обе стороны круга. Затем соединить пальцы, друг к другу в середину круга. Получается цифра «восемь». Спросить на что еще похоже получившееся изображение (песочные часы, бантик, очки)

Февраль

Придумывание мини-сказок и рассказов по составленным картинкам. А также составление и обыгрывание звуков (желательно применять и цветовое обозначение, соответствующее гласным и твердым и мягким согласным, принятое в логопедии, чтобы не путать детей).

 

6

Февраль

1  неделя-

2 неделя

             

3 неделя-

4 неделя

 

- Игры-упражнения: «Домик есть у всех»

 

-  Разучивание стишка

             

Игры-упражнения: «Рисуем с Бусинкой картину»

Растянуть две «дорожки» из бус параллельно друг другу — одна над другой. Из нижней «дорожки» двумя указательными пальчиками сделать квадрат — «домик без крыши». Из верхней «дорожки» сделать треугольник — «крыша домика».

 

Дети фантазируют. Самостоятельная работа.

7

Март

1  неделя-

2 неделя

                     

3 неделя-

4 неделя

 

 

- Игры-упражнения: «Крыши»

-  Разучивание стишка

                         

Игры-упражнения: «Колонны»

-  Разучивание стишка

Сделать из бус «крышу». Затем верхний угол и два угла последовательно соединить «капельками». Получается настоящее «архитектурное сооружение».

Сделать из бус «крышу». Затем пальцами аккуратно подкрутить боковые уголки «крыш» (как «капельки»). Двумя пальчиками слегка потянуть на себя (по полу) верхнюю часть «крыши».

 - «Колонны» можно сделать широкими и, как в «крышах», вытянуть углы и закрутить их внутрь (как «капельки»), тогда они станут более нарядными. Детям предлагают проявить свое творчество, выдумку, фантазию.

 

Апрель

Самостоятельное составление детьми или группой детей картин, заполнение контуров .

 

8

Апрель

1  неделя-

2 неделя

                       

3 неделя-

4 неделя

 

Игры-упражнения: «Башни и дворцы»

д/упр. «Выложи цифру», «Выложи букву» - для подг.группы

                   

Игры-упражнения: «Построй свой дворец»

 

-  Дети берут по нескольку ниток бус любого цвета (по выбору). Сначала они строят «колонны», над ними делают «крыши». Эти формы делают фигурными. Получаются сказочные «башни».

Присказка: «Колонны» и «крыши» вместе составим,

Чуть приукрасим и где-то подправим.

Будут дворцы у нас возвышаться,

Башни высокие подниматься!

-  Самостоятельная работа.

 

Май

К детям приходит Фея Бусинка, говорит, что она любит всё яркое, красивое, цветное. Живёт она в прекрасном городе Бусограде и придумывает для жителей своего города увлекательные игры, устраивает праздники.

 

9

1  неделя-

2 неделя

3 неделя-

4 неделя

 

Игры-упражнения: «Сделай другу подарок»

Иры-упражнения: «Игры от феи Бусинки «Сказочный замок»

 

- Самостоятельная работа

 

- Игры с бусами.

   Самостоятельное составление детьми картин с использованием дополнительных предметов колечек, камешков, карандашей, счетных палочек.

10

Июнь

Игра «Пряничный домик»

- Самостоятельная работа. Дети строят сказочные, необычные дома.

   

11

Июль

Игра «Цветочная полянка»

- дети делают яркие разноцветные цветы, ягоды, грибы, деревья.

   

12

Август

Игра «Морское дно»

- Самостоятельная работа. Дети вспоминают и делают морских обитателей.

   
     
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».