«Волшебство песочной страны».
28.02.2024
Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма
деятельности. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве с
песком, чаще вырастают уверенными в себе и успешными.
Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой;
способ снятия внутреннего напряжения, что открывает новые пути развития.
Для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится
своеобразным театром одного актера, сценой для выражения его внутреннего «Я».
Через игру в песок у малыша формируется и усиливается чувство доверия, принятия
окружающей действительности, успешности.
Песочный планшет легко изготовить в домашних условиях.
В песочной терапии используется деревянный ящик стандартного
размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и
борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду
и небо. В качестве наполнителя песочницы можно использовать и другие сыпучие
материалы, например, крупы: манную, гречневую, перловую, рис, горох, фасоль;
бусины разного размера. Коллекция включает в себя все возможные объекты,
которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и
мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные.
Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а
рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.
Главная цель игровых сеансов с песком состоит в формировании
гармоничного позитивного взаимодействия между детьми и родителями, адаптации
малышей к условиям дошкольного образовательного учреждения и общем развитии
детей. Этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения
новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность
разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание
новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Здесь не требуется
каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы дают возможность
создания объемных композиций.
Игры с песком
Начало и окончание игры в песочнице желательно
сопровождать ритуалом приветствия и прощания. В качестве ритуала приветствия
можно использовать пальчиковые гимнастики: «На двери висит замок…» и «Цветок»,
в качестве ритуала прощания – «Мы похлопаем сейчас…». При необходимости по ходу
игрового сеанса можно дополнительно включать пальчиковую гимнастику,
соответствующую сюжету игры.
В процессе игр с помощью игрушки – посредника можно
ненавязчиво сформировать у детей представление о правилах поведения в
песочнице, например:
- Нельзя выбрасывать песок из
песочницы;
- Нельзя бросать песок и брать
его в рот;
- После игры надо собрать
игрушки;
- После игры с песком надо помыть
руки.
Игра 1. «Знакомство с песком»
Песок сухой и мокрый. Что можно делать с сухим и мокрым песком? (Копать,
лепить, пересыпать). Ребенок быстро раскрепощается, т.к. вид песочницы в
помещении его удивляет и одновременно с тем радует.
Игра 2. «Отпечатки наших рук»
На влажном песке ребенок делает отпечатки своих ладошек, по показу
взрослого или самостоятельно украшает их камешками, цветочками и т.п. Как
правило, это вызывает у ребенка огромный интерес. Сначала у него возникает
желание потрогать отпечаток руки взрослого, а потом он позволяет прикасаться
взрослому к своим отпечаткам пальцев.
Игра 3. «Волшебные секреты».
Приготовить разноцветные камешки, неострые кусочки стекла, искусственные
листья, цветочки и т.п. Если ребенок затрудняется или не решает начать игру,
взрослый сам начинает подбирать «секретики», зарывать их в песок и отыскивать,
комментируя свои действия: «Вот какой красивый блестящий камешек. Нравится?
Положу в эту маленькую ямку и зарою. Ой, где же мой секретик? Помоги мне его
найти!».
Игра 4. «Домики для животных».
Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки
которых он сам выбирает из коробки или с полки. Можно использовать пластиковые
геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки и песка.
Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он
затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их
детенышей в единственном и множественном числе и т.п.
Игра 5. «Озеро-река».
Работа с рыбками и птицами. На этом занятии лучше использовать поддоны для
воды разной формы, которые устанавливаются на песке в местах по желанию
ребенка. В этих озерах и речках по общим правилам проводятся игры с водой и
фигурками плавающих птиц.
Игра 6. «Транспорт»
Любимое занятие для мальчиков, хотя и многие девочки с большим интересом
играют с машинками. Можно построить дорогу, мостики, гаражи. Машины следует
подбирать по цвету, размеру, форме, находить для них подходящих пассажиров.
Количество игрушек постоянно увеличивается, и ребенок встает перед выбором,
заполнить все пространство песочницы (рекомендуемый размер 70х50 см)
игрушками, либо оставить местечко и для передвижений машинок по песку. К
тому же малыш уже знает, что в конце игры нужно будет убрать игрушки на
место.
Очень хорошо на песке проходит инсценировка сказок. Сказки выбираются по
возрасту и интересу ребенка. Как правило, используются следующие
произведения:
- «Репка»;
- «Курочка- Ряба»;
- «Зайкина избушка»
Можно положить в коробку и лишних героев. Пусть малыш
отбирает нужные фигурки к знакомой сказке, а возможно и придумает продолжение с
новыми героями.
Уважаемые родители! Дети – наше будущее, и какими они вырастут, зависит от нас. Больше всего хочется, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Играйте, фантазируйте и творите вместе с детьми!