Мастер-класс для родителей «Методы и приемы песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья».
28.09.2023
Мастер
– класс для родителей «Методы и приемы песочной терапии в развитии
эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья».
Добрый вечер уважаемые родители, сегодня я
хочу вам показать мастер класс на тему: «Методы и приемы песочной терапии в
развитии эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья».
Давайте поприветствуем друг друга с помощью
легкого, волшебного перышка. (Родители передают перышко друг другу со словами
«Добрый вечер»)
В
последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются
инновационные формы и методы оздоровления детей.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих
решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на
развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа
с песком - песочная терапия.
Перенос
традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и
воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно
для детей с проблемами в обучении.
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка.
Именно поэтому можно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и
обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в
наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт,
познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует
эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную
терапию прекрасным средством для развития и саморазвития.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной
терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях. Для меня они
показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.
Практическая
часть.
-Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы
любили летом в тенистом дворе или с родителями на морском берегу играть с
песком и водой.
Предлагаю вам сейчас немного поиграть в песочнице.
Для песочной терапии использую пластиковые лотки с чистым
речным песком. Дно обязательно должно быть голубым, т.к. это цвет неба и воды.
1.Рисование
на песке.
Кончиком
пальца нарисуем узоры по образцу «Карточки Монтесори».
Затем
простой несложный предмет, затем картину с простым сюжетом.
2.
Упражнение «Песочный дождь».
Возьмите одной рукой горсть песка и пересыпайте его в другую руку.
Потом разравняйте поверхность и попробуйте то же самое другой рукой.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет
в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок,
разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком
своеобразный медитативный процесс.
3. Игра «Прятки».
Задача: отыскать предметы, спрятанные в песке. Например, найди
предмет в правом верхнем углу и в левом нижнем углу. Что это? Назови эти
предметы одним словом. Или какой предмет здесь лишний? Эти игры учат
детей сравнивать, обобщать, исключать, способствуют активизации словаря,
развитию речи, а также ориентации на плоскости.
4. Игры с использованием
мелких игрушек.
Возьмите домик и человечка, расставьте
их на противоположных сторонах песочницы и проведите ровную дорожку между ними.
Возьмите кораблик и рыбку. Нарисуйте морские волны для них.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают
тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи,
внимания, памяти, подготавливают руку к письму.
5.
Цифры и буквы. Фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и
другим бросовым материалом.
Я предлагаю вам выложить цифру, обозначающую номер вашего
детского сада из ракушек и бобов.
Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок
быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные
понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать
наглядно-образное мышление, восприятие и память.
6. Придумывание сказок,
историй. Предлагаю вам создать собственную композицию из имеющихся игрушек.
Это может быть ваша история или сюжет из сказки.
Для создания собственного мира в песочнице, ребенку
предоставляю множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей.
Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал.
Этот метод я использую для тревожных и мнительных, испытывающих
страх перед поставленной задачей, агрессивных детей и способствует снятию
агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для
детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с
неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые
ситуации.
Еще Сухомлинский сказал, что «ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев»… Одной из форм естественной деятельности ребёнка,
является игра с песком.
И хотя мы с вами давно уже не дети, но эти игры с песком
так и остались с нами, тёплым местечком в душе, как воспоминания детства,
беспечного и безопасного.
Спасибо за внимание!