05.04.2021
Особенности речевого развития детей 3- 4 лет
Для социальной адаптации в обществе и
дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей
3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы
данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они
выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо
догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать.
Характерные особенности
Логопеды выделяют характерные особенности
развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них.
Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их
чада. К ним относятся:
в 4 года — около 2 000 слов в активном
лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
попытки говорить чётко, правильно, даже
красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё
невнятностью, но при этом заметно, как набирает стремительно обороты и
совершенствуется;
внимательно прислушивается ко всем окружающим
звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
создание собственных словоформ;
попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
с удовольствием произносит вслед за взрослым
слоги;
и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет
остаётся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий
из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно
употребляют падежные окончания и предлоги;
нередки проблемы с произношением и фонетикой,
так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно,
чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л), свистящие,
шипящие (с, ш);
путают звуки;
переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности
речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале
считается нормой для данного показателя?
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень
индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые
должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в
будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
проговаривать собственные имя, отчество и
фамилию;
называть имена близких родственников и друзей;
воспринимать образы и описывать увиденную
ситуацию;
говорить простыми предложениями, постепенно
переходя на более сложные;
распределять в своей речи предметы по группам:
посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка,
штаны, футболка);
находить признаки предмета: окно прозрачное,
стол деревянный, яблоко вкусное;
называть действия: дядя ест, кошка умывается,
мальчик кричит;
точно повторять услышанное;
пересказывать мультфильм, сказку;
в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы
развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения
своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение
или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные,
незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий.
Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно
вовремя выявить и попытаться исправить.
Имейте
в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от
противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.
Отклонения
Дайте своему ребёнку любое задание из выше
перечисленных и сравните результаты с нормой. Ошибки в трёх и более пунктах? В
таком случае стоит задуматься, нет ли у вашего крохи задержки речевого развития
в этом плане. Понаблюдайте за тем, как и что он говорит. Тем более что перед
вами есть характеристика речевого развития детей 3-4 лет, типичные особенности.
Сравните с ними индивидуальные достижения вашего малыша. Серьёзными
отклонениями считаются следующие показатели:
ребёнок постоянно тарахтит;
его речь отличается быстротой, а в некоторых
случаях дети, словно нарочно растягивают слова;
его сложно понять;
в речи нет элементарных предложений с
подлежащими, сказуемыми, дополнениями;
ему трудно воспринимать даже самые простые
объяснения;
глотает окончания слов;
произносит фразы исключительно из книг или
мультфильмов;
не строит собственные предложения, только
повторяя фразы за взрослыми;
приоткрытый рот;
частое, повышенное слюноотделение, не
продиктованное ростом зубов.
Если вы замечаете у своего ребёнка подобные
отклонения от номы, потребуется специальная диагностика речевого развития детей
в 3-4 года, которой уже давно пользуются специалисты.
Полезная
информация. Есть патологическая задержка развития речи, связанная с нарушением
функций мозга или ЦНС. А есть элементарная нехватка внимания со стороны
родителей или воспитателей, которые недостаточно занимаются с ребёнком. В
первом случае отклонения требуют лечения, во втором — коррекции.
Методики развития
Существуют разные методики развития речи детей
3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия
не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к
специалистам.
Постоянно расширяйте сферу общения своего
малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
Постепенно увеличивайте его словарный запас.
Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких
дней.
Обращайте внимание на то, как он проговаривает
шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он
произносит их неправильно.
Говорите с ним по-разному: тихо и громко,
быстро и медленно.
Читая сказку, уделяйте внимание голосу,
интонации, тембру, выразительности.
При любых успехах и достижениях не забывайте
хвалить и поощрять малыша.
Рассказывайте на прогулке обо всём, что
видите.
Постоянно спрашивайте о пройденном дне,
услышанной истории, просмотренном мультике.
Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи,
загадки.
Не забывайте упражнения, игры, методики для
развития мелкой моторики, которая напрямую связана с речью. Предлагайте ему
работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и
другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
Играйте с ним в словесные игры «Кто говорит?»,
«Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши
предмет» и т. д.
О способностях и социализации маленькой
личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое
должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители
должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как
самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не
останавливаться и не отчаиваться.
Желаю успеха!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.04.2021
Дата обновления: 26.04.2021
Дата публикации: 05.04.2021