09.03.2021
Учимся ориентироваться в
пространстве. Игры для детей.
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает
понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему
усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, под, около, за, лево право
и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное
воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.
Ребёнку необходимо
научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.
Последовательность
освоения понятий
3-4 года: впереди
- сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево.
4-5 года: умение
двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов
по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения
(далеко-близко).
5-6 лет:
усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на
листе бумаги.
6-7 лет:
продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со
схемой, планом.
Игры на ориентировку в пространстве:
Для самых
маленьких подойдут игры: "сделай шаг вперёд"; "встань передо
мной"; "положи мяч сзади себя"; "какая игрушка между куклой
и мячом"; и т.д.
"Верх-низ"
Взрослый называет
предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу.
Например, солнце - вверху, трава - внизу и т.д.
Можно заменить
ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ "верх"
дети стоят, когда "низ" приседают.
"На, под,
над"
Для игры
понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с
заданием взрослого (на, под или над чем либо).
"Что
где?"
Ребёнок называет
все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры:
назвать предметы впереди, сзади.
"Скажи
наоборот"
Игра с мячом.
Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает
противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх - вниз,
лево - право и т.д.
"Где
все?"
Эта игра еще и
помогает развивать внимание. Необходимо найди и сказать, где кто спрятался
Для игры понадобится силуэт человеческого лица. Задача ребёнка с закрытыми глазами подрисовать ему недостающие части (глаза, нос, брови, губы).
"Помоги
Незнайке"
Незнайка пошел в школу,
но он не знает, как ему разложить школьные принадлежности на столе. Ребёнок
помогает, и раскладывает на столе предметы в соответствии с заданным планом
(нарисованной схемы или под руководством взрослого).
"Графические
диктанты"
Ребёнок рисует
(обязательно листок в клетку) от заданной точки под диктовку. Взрослый говорит,
в какую сторону, сколько клеток.
Для игры необходимо игровое поле с разноцветными
клетками. Игрушка расположена в первой клетке, взрослый говорит пройти,
например, 4 клетки вниз, 1 вправо. Ребёнок должен сказать, где сейчас игрушка
(например, коричневая клетка - это горы, зелёная - это поляна или лес и т.д.).
"Найди предмет"
1 вариант игры
Взрослый направляет ребёнка к нужному предмету, говоря
куда повернуть, сколько шагов сделать и т.д.
2 вариант игры
Взрослый говорит "адрес" предмета. Например,
возьми книгу, которая лежит на верхней полке с лева и т.д.
3 вариант игры
Ищем предмет в соответствии с нарисованной схемой.
"Украсим ковёр"
Игра помогает ребёнку научиться ориентироваться на
листе бумаги. Предлагаем детям украсить ковёр (лист бумаги) в соответствии с
вашим заданием. Например, в центре нарисуйте круг, в правом верхнем углу
цветок, по диагонали между кругом и цветком - звёздочку и т.д.
Аналогичные игры "Укрась полотенце",
"Посади огород правильно", "Расставь мебель в комнате" и
т.д. Также разнообразить игру можно, заменив рисование готовыми фигурами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2021
Дата публикации: 09.03.2021