10.03.2021
Консультация
для родителей
Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало,
а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии,
игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и
свои собственные старые носочки.
Отдельных игрушек для развития именно речи не так
много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели. Однако
мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким
образом он воздействует на речевое развитие.
Общие правила выбора и использования
игрушек для развития речи:
·
Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и т.д.,
Например, стоит избегать покупки розовых обезьян или кукол с излишне крупной
головой.
·
Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа.
Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой,
резиновой и т.д., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и
т.д.
·
Сенсорные свойства игрушки должны подходить конкретному ребенку. Выбирая
игрушку, задумайтесь: не испугается ли ребенок зайчика, сшитого из настоящего
меха? не слишком ли шершавая игрушка? достаточны ли яркие цвета у этой
пирамидки? и т.п.
·
Сортируйте игрушки по коробкам, ящикам в зависимости от стоящих перед вами
задач. На одной неделе для вас актуальны коробки, в одной из которых лежат все
звери, а в другой - птицы. На следующей - в одной коробке будут лежать мягкие,
а в другой — колючие предметы.
·
Внимание! Не заставляйте неговорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно
одной фразой «Убери игрушки!», он
вполне может не согласиться не потому что, не хочет, а потому что не понимает,
как это сделать. Помогите ребенку сортировать игрушки, превратив это в игру.
·
Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну
игрушку-героя для ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который
от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения (в
частности, лакомство). В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно
зайчик или пират не дадут ему лакомство, а не мама.
Примерный перечень игрушек:
1.Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры
в них. Ошибочно считать, что куклы не нужны мальчикам. Именно на кукле ребенок
учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно
важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, позволяют
развивать словарь. 2.Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех
животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для
повторения неговорящим ребенком: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык,
панда и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется
возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы
передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает),
звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий.
3.Игровые наборы для проигрывания сказок. Например,
для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы,
пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из
настоящего теста.
4.Мешочек и зеркало для артикуляционной и
дыхательной гимнастики. Зеркало может быть любым, интересным для ребенка:
зеркало от шкафа-купе или настольное зеркало на витой ножке, «как в сказке». В
мешочке будут лежать грецкий орех, фундук, миндаль в скорлупе для перекатывания
языком из стороны в сторону; ложки с разной поверхностью, в т.ч. с рельефной
для облизывания; различные свистульки и тренажеры для дыхания; пипетка для
капания разной по вкусу жидкости на кончик языка; марлевые салфетки для
выталкивания языком из-за щеки; деревянные пробки из-под шампанского для
удержания губами; палочки корицы для удержания между губами и носом. Как
видите, артикуляционная гимнастика — это не только произвольные упражнения на
движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.
5.Игрушечная еда для кормления животных и отработки
предложно-падежных форм: «коза ест сено, собака ест мясо, грызет косточку;
кошка ест рыбу» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку
дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр. А также для закрепления близких по
значению глаголов: жарить-варить-печь; развитию пониманию относительных
прилагательных: хлебный, овощной, яблочный.
6.Сенсомоторные игрушки: Набор разнофактурных
мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из
ротанга, су-джок, из искусственной зелени, разные клубки ниток. Корзина с
разнофактурной тканью разного размера: в нее можно заворачивать ребенка, можно
на ней сидеть, раскладывать ее для животных, имитируя среды обитания (голубая
ткань — вода, желтая — песок); подбирать парные лоскуты; играть в прятки и пр.
7Развивающие фотокниги. В результате накопления
определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может
появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь,
ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные
фотокниги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют
эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди
или в поездке занять малыша с пользой.
Песочница с обычным и кинетическим песком или
песочный стол для рисования.
8.Исследовательские корзины или сумки. Например,
«мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с
простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому:
резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.
Лыкова М.И
Материал
подобрала Альшевская ОА учитель – логопед первой категории
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.03.2021
Дата обновления: 21.03.2021
Дата публикации: 10.03.2021