23.04.2020
Мастер - класс по
экспериментированию
с различными материалами.
Цель мастер-класса: продемонстрировать детям некоторые
виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой.
Задачи:
1.Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2.Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт". Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим.
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
Я хочу дать описание некоторых видов экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать с детьми.
Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки.
Сказка называется
«Путешествие Алисы в мир чудес».
Воспитатель: Жила была девочка, Алиса. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Алиса услышала разговор птиц о том, что они видели в других краях. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Алиса отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.
Выйдя за забор, она увидела небольшой пруд, в нем плавало
много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и
Алиса увидела, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
Вырежьте из цветной бумаги
цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру.
А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших
глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага
намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом она увидела, что какие-то маленькие
существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки,
которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со
свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и
опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на
маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка
всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит.
Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется
пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока
вода не «выдохнется».
Воспитатель: но тут подул ветер, на
землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи и
пошел дождь. Алиса увидела, что веточки после того как
намокли стали распрямляться.
Опыт № 3
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их
посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните
несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут
расправляться и образуют звезду.
Воспитатель: Причина этого явления, которое называется
капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше
по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и
они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Алиса
от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного
времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Алиса решила
идти дальше. Тут она увидела радугу
Опыт № 4«Радуга в
стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них
добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л.,
в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд,
наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан
остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных –
нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан
добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й –
зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при
помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го,
где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по
краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый
нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И
получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Воспитатель: В чем же секрет этого опыта для детей?
Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше
сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в
стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а
соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим
– синяя – внизу.
Алиса путешествовала дальше, на ее пути оказался овраг -
через который ей надо было перейти.
Опыт № 4«Стакан на
гармошке»
Поставьте рядом два стакана, накройте их листом бумаги.
А теперь на середину листа попробуйте поставить третий стакан. Стакан не
держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать?... Сложи листок
«гармошкой» и снова накрой им стаканы. Теперь поставь третий стакан сверху… Он
держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке»,
которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.
Воспитатель: Шла, шла девочка и увидела
перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала.
Опыт № 5
Накройте стакан с водой (необязательно полный) куском
картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан.
Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не
выливается.
Лист
бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует с большой
силой, чем вес воды в стакане.
Алисе
так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Но у неё осталось много вопросов:
1.
Почему же распускаются цветы?
2.
Почему плавают рыбки?
3.
Почему ветки распрямляются?
4.
Почему можно выйти сухим из воды ?
5.
Почему вода не выливается.
Вывод: главное достоинство
экспериментов, которые мы проводим
с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному.
Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы,
явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно
лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2020
Дата обновления: 23.04.2020
Дата публикации: 23.04.2020