Мастер-класс для воспитателей «Игра на диатонических колокольчиках с дошкольниками»

17.12.2025

«Игра на диатонических колокольчиках с дошкольниками»

Цель: Освоить методику обучения дошкольников игре на диатонических колокольчиках с использованием цветных партитур.

Задачи:

Познакомить с устройством и цветовой системой диатонических колокольчиков.

Отработать приёмы звукоизвлечения и дирижирования.

Научить читать цветные партитуры.

Практиковать исполнение простых мелодий.

Оборудование:

Комплект диатонических колокольчиков (8 шт.).

Цветные партитуры (раздаточный материал).

Указка для дирижирования.

Фонограмма для аккомпанемента (умеренный темп).

 

Ход мастер‑класса

1. Вводная часть (10 мин)

Приветствие. Краткое введение в тему, актуальность метода.

Теоретический блок:

Что такое диатонические колокольчики (краткая история, педагогическая ценность).

Цветовая система:

красный — до первой октавы;

оранжевый — ре;

жёлтый — ми;

зелёный — фа;

голубой — соль;

синий — ля;

фиолетовый — си;

белый — до второй октавы.

Принцип «цветной партитуры»: каждая нота обозначена цветом, соответствующим колокольчику.

2. Практическая часть (40 мин)

Этап 1. Освоение инструмента (10 мин)

Правильная постановка:

взять колокольчик правой рукой за ручку;

прижать к плечу (исходная позиция);

язычок направлен вниз.

Проба звука: поочерёдное звучание каждого колокольчика.

Игра «Угадай цвет»: педагог показывает цветную карточку, участник находит и звонит соответствующим колокольчиком.

Этап 2. Чтение партитуры (5 мин)

Разбор условных обозначений:

большой символ — долгий звук (держать до смены ноты);

маленький символ — короткий звук (один удар).

Упражнение «Повтори ритм»: хлопки по схеме (без инструментов).

Переход к колокольчикам: каждый участник получает колокольчик своего цвета; педагог дирижирует указкой по партитуре.

Этап 3. Разучивание мелодии (15 мин)Хочу такой сайт

Выбор произведения: «Маленькая ёлочка»

Пошаговый разбор:

Прослушивание фонограммы.

Разбор партитуры по фразам.

Отработка каждой партии отдельно.

Совместное исполнение с дирижированием.

Вариации:

игра с фонограммой;

чередование партий;

добавление глиссандо в финале.

3. Заключительная часть (10 мин)

Рефлексия: обмен впечатлениями, обсуждение сложностей.

Ответы на вопросы.


Методические рекомендации:

Для начинающих:

используйте 3–4 колокольчика (до, ре, ми, соль);

начинайте с ритмических упражнений без мелодии

Дирижирование:

указка движется плавно;

зрительный контакт с участниками;

чёткие жесты для начала/остановки.

Организация группы:

8 человек — оптимальный состав (1 комплект);

при большем количестве — дублирование партий или 2 комплекта.

Мотивация:

называйте детей «оркестром»;

хвалите за точность ритма;

записывайте исполнения на видео.

Безопасность:

не разрешайте бить колокольчиками друг о друга;

храните в специальном ящике.

 

Список репертуара для начинающих:

"Маленькая ёлочка" муз. М.Красева, сл.З.Александровой

"Два гуся" (русская народная песенка)

"Ехали медведи (распевка)

"Чижик-пыжик" (народная мелодия)

 

Итог: участники освоят методику работы с диатоническими колокольчиками, получат готовые партитуры и смогут внедрить игру в образовательную практику.

Просмотров всего: , сегодня:

Диатонические колокольчики.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 17.12.2025

Дата обновления: 17.12.2025

Дата публикации: 17.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».