Причины не правильного звукопроизношения
30.10.2025
Существуют причины, которые мешают дошкольнику
своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным
произношением звуков речи. Если говорить о детях с нормальным слухом и
интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин четыре:
ü трудности различения некоторых сходных звуков на слух
(при отсутствии снижения слуха), то есть недоразвитие фонематического слуха у
ребёнка;
ü выраженные дефекты в строении речевых органов (губ,
зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)
ü недостаточная подвижность губ и языка;
ü отсутствие правильного образца для подражания,
отсутствие внимания к речи ребёнка со стороны взрослых.
Во многих случаях две или даже несколько
причин могут наблюдаться одновременно.
Если ребёнок не
улавливает на слух различия между сходными акустически или артикуляторными
звуками (например, с-ш, р-л, с-ц, з-ж и т. д.), т.е. эти звуки ему кажутся
одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего
звукопроизношения. Основной причиной звуковых замен в данном случае являются
затруднения в слуховой дифференциации звуков.
По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне
мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением того или иного
звука. Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с
началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены
неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребёнок как говорит, так и
пишет, например: «суба» вместо «шуба», то есть возникает так называемое
«косноязычие в письме». Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким
образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устранённого нарушения
речи появляются ещё и новые. В данном случае необходимо проводить большую
работу по развитию слуховой дифференциации звуков, развитию фонематического
слуха.
Другой частой причиной неправильного
произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых
органов ребёнка:
- неправильное строение челюстей и зубов (отсутствие или неправильное
расположение зубов, неправильный прикус и т. д.)
- слишком большой или слишком маленький язык;
- короткая подъязычная связка языка (уздечка языка) – она мешает
нормальному подъёму языка вверх;
- расщелина верхней губы, расщелина твёрдого и мягкого нёба и т. д.
При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся
искажённо. В этих случаях родители должны с самого начала понимать, что
овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в
усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая
помощь (помощь детского стоматолога, ортодонта и т. д.) Правда, иногда и при
дефектах в строении речевых органов детям удаётся овладеть правильным
звукопроизношением, но так к сожалению, бывает далеко не во всех случаях.
Иногда недостатки
звукопроизношения бывают вызваны недостаточной подвижностью речевых органов
(языка, губ и т. д.). Чаще всего речь здесь идёт о парезах (слабости) мышц губ
и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих
случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного
артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не
удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придаёт речи оттенок
шепелявости.
Совершенно необходимым
условием для овладения правильным звукопроизношением является правильная,
отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это образец
для его подражания.
Совсем недопустимым
является «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой долёгой, холёсенький!»).
В данном случае ребёнок лишается не только правильного образца для подражания,
но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым
нравится его речь, и они сами ей подражают!
Желаю
успехов!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.11.2025
Дата обновления: 07.11.2025
Дата публикации: 30.10.2025