"Сказки-шумелки" в коррекционной работе по музыкальному воспитанию дошкольников

15.04.2025

Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм,  память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности, является универсальным средством развития творчества детей, их воображения  и фантазии.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Такие занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

  1. формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
  2. пробуждение интереса к творческому музицированию;
  3. развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);
  4. развитие коллективных навыков игры;
  5. формирование художественного вкуса.

Исполнение  сказок-шумелок  способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время  выступлений. Звукоподражание  на шумовых инструментах, с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение детей   с педагогами, родителями  более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков.

А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Алгоритм работы со сказкой:

  1. Знакомство со сказкой: чтение, кукольный спектакль или просмотр мультфильма.
  2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
  3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
  4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
  5. Озвучивание сказки.

*При озвучивании сказки или стихотворений  с детьми 2-3 лет, педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.

*С детьми  от  3 лет рекомендуется совместное или поочередное озвучивание текста шумами. Используются в сказке 2-3  инструмента.

*Дети 4-5 лет озвучивают сказку или стихотворение самостоятельно, подбирая подходящие шумовые инструменты.

*Дети 5-7 лет  самостоятельно придумывают и озвучивают  сказки.

Озвучивание сказки  очень увлекательный и интересный процесс.Хочу такой сайт

Методика рассказывания сказки-шумелки:

1.     Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму.

2.     Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

3.     В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

4.     Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста

5.     Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

6.     Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

7.     Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

8.     Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Благодаря использованию инструментов сказка становится более яркой и выразительной. Необходимо продумывать окончание сказки, стремиться, чтобы оно было ярким, оригинальным.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.04.2025

Дата обновления: 23.04.2025

Дата публикации: 15.04.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».