"Сказки-шумелки" в коррекционной работе по музыкальному воспитанию дошкольников
15.04.2025
Современное понимание проблемы
музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с
музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры: ребенок во всем
принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих
действий.
Игра на детских шумовых инструментах развивает
музыкальный слух, ритм, память, формирует навыки вербального и
невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе,
развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные,
тактильные способности, является универсальным средством развития творчества
детей, их воображения и фантазии.
Одной из самых увлекательных форм
музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является
рассказывание сказок-шумелок.
Сказка-шумелка – это повествование
сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и
звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух
фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Такие занятия предполагают решение
целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:
- формирование представлений о
средствах музыкальной выразительности;
- пробуждение интереса к
творческому музицированию;
- развитие музыкальных
способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического,
полифонического, тембрового, динамического слуха);
- развитие коллективных навыков
игры;
- формирование художественного
вкуса.
Исполнение сказок-шумелок
способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во
время выступлений. Звукоподражание на шумовых инструментах, с
различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает
способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.
Слушая сказки, дети учатся ждать,
пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения,
выдержки.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно
сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и
желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек
не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать
взаимоотношение детей с педагогами, родителями более
интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети
изучают и исследуют мир звуков.
А самая большая ценность детского
творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно
сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Алгоритм работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой: чтение,
кукольный спектакль или просмотр мультфильма.
- Выбор музыкальных и шумовых
инструментов для озвучивания.
- Выделение в тексте пауз для
звукоподражания и музицирования.
- Распределение музыкальных
инструментов среди детей, проба их звучания.
- Озвучивание сказки.
*При озвучивании сказки или стихотворений с
детьми 2-3 лет, педагог первое время играет на шумовых инструментах сам.
*С детьми от 3 лет рекомендуется
совместное или поочередное озвучивание текста шумами. Используются в сказке
2-3 инструмента.
*Дети 4-5 лет озвучивают сказку или стихотворение
самостоятельно, подбирая подходящие шумовые инструменты.
*Дети 5-7 лет самостоятельно придумывают и
озвучивают сказки.
Озвучивание сказки очень увлекательный и
интересный процесс.
Методика
рассказывания сказки-шумелки:
1.
Выбирая
текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по
сложности и объёму.
2.
Сказка
должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.
3.
В сказке
текст составляется так, что после одной – двух фраз ребёнку дается возможность
что-либо изобразить шумом.
4.
Определите,
какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания
подойдут для шумового оформления текста
5.
Игра на
инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
6.
Инструмент
должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
7.
Перед
сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также
предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
8.
Во время
исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно,
выдерживайте паузы. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку
громкость и скорость игры.
Благодаря использованию инструментов сказка становится
более яркой и выразительной. Необходимо продумывать окончание сказки,
стремиться, чтобы оно было ярким, оригинальным.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.04.2025
Дата обновления: 23.04.2025
Дата публикации: 15.04.2025