16.01.2025
В современном обществе русские народные
сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и
обучающей литературой.
На самом деле, сказка должна
входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на
протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений
и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное
наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка,
развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а
также желания и эмоции других людей.
Я хочу предостеречь
родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста!
Например, в сказках мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что
может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать)
своему малышу сказку, проанализируйте ее сами.
Сказка на ночь - это своего
рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и
обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это
общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные
уроки жизни. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по
голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул,
почитайте ему простую спокойную сказку.
В психологии есть даже
отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что
ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его
ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых
героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем
воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и
по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится
более внимательным и усидчивым.
Каждому возрасту ребенка
подходит своя, особенная сказка. Кроме назидания малышам, она поможет высмеять
лень или глупость, излишнее мечтательство или болтливость, хитрость, глупость,
жестокость.
Известно, что дети любят слушать и читать
русские народные сказки только лет до семи. Позднее этого возраста, их уже не
привлекают слегка устаревшие герои. Хотя конечно есть и исключения.
Совсем маленьким детям (в
полтора-два и даже в три года) сказки лучше всего не читать, а рассказывать,
показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче
воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему
первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках
и рассматривайте картинки вместе с ним. «Колобок», «Курочка-Ряба», «Репка»,
«Теремок» - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с
полутора-двух лет,
Дети (от 3 до 7 лет)
дошкольного возраста понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее.
Сказки для детей от 3 до 7 лет должны содержать определенную мораль, не
обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребенка и
заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом возрасте
неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие
вопросы у него возникли. Для детей этого возраста подойдут такие русские
народные сказки: «Царевна-лягушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о
Сером волке», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морозко», «Сивка-Бурка»,
«Снегурочка», «По Щучьему велению», «Три зятя», «Сказка о молодильных яблоках и
живой воде», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка» и т. д.
Дети до 5-6 лет со всей
серьезностью верят в то, что магия существует, а волшебники живут среди нас. В
связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки
стоит начать рассказывать детям примерно к 6 годам.
Полюбившиеся истории
ребенок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь
проживая ситуации, в которые попадают любимые герои. Если вы много разговариваете
и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать
книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре
года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего
раздела. «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», «Иван - вдовий
сын», «Василиса Прекрасная», «Финист - ясный сокол», «Чудесные ягоды», «Марья
Моревна», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке», «Липунюшка».
Уважаемые родители, не
забывайте, что именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с
окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер.
Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме
сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.01.2025
Дата обновления: 16.01.2025
Дата публикации: 16.01.2025