18.10.2024
Каждое полушарие отвечает за определенные функции в нашем организме,
психические, физические, умственные. Важна не только работа каждого по
отдельности, но и налаженность их взаимодействия между собой. При нормальном
развитии ребенка они начинают синергично работать вместе ближе к 2-3 годам,
благодаря чему наше зрительно-пространственное, слуховое, тактильное и другое
восприятие совершенствуется. Это в свою очередь дает толчок развитию мышления,
памяти, воображения, внимания, связной речи, мелкой и крупной моторики. Если по
тем или иным причинам есть несформированность межполушарного взаимодействия, то
мы наблюдаем отставание по всем перечисленным параметрам. Тогда развитие
межполушарных связей у детей необходимо стимулировать подобранными упражнениями
и играми, чем успешно занимаются нейропсихологи, психологи и ответственные
родители!
Сегодня поговорим о том, какие признаки указывают на несформированность
данных связей, и какими заданиями можно поправить ситуацию. Закладка отлаженной
совместной работы обоих полушарий начинается рано, чуть ли не с внутриутробного
периода, потому после рождения важно не терять времени, если заметили
отклонения, а сразу же заняться налаживанием синергических взаимодействий рук и
ног, языка и глаз.
Что произойдет, если связь левого и правого полушария не будет налажена?
Ребенок будет неверно перерабатывать любую информацию, в том числе
сенсорную. Она не будет передаваться координированно от одного полушария к
другому. Это приведет к искажению психических функций, проблемам с нормальной
физической активностью, неловкости движений, инфантильности, ослаблению познавательного интереса, эмоционально-волевым отклонениям, сложностям в обучении в ДОУ и школе и
т.д. Нам просто необходимо трудиться над единством рабочего процесса головного
мозга!
Признаки несформированности межполушарных связей
В развитии и поведении ребенка всегда можно заметить определенные
маркеры, указывающие на разобщенность в работе двух половинок мозга. Как
правило, в данном случае страдает нервная проводимость через мозолистое тело,
которое как раз и связывает в теменно-затылочной области обе части. Тогда одно
полушарие блокируется, а второе берет на себя больше функций, но это не решает
проблемы полностью. Итак, у ребенка вы можете отметить:
·
плохую координацию;
·
слабое переключение с одного движения на
другое;
·
несоблюдение последовательности
движений;
·
длительные паузы между ними;
·
общую моторную неловкость;
·
плохое развитие мелкой моторики
пальчиков и кистей рук;
·
невозможность повторить движения за
взрослым;
·
позднее развитие моторики, отставание в
физическом развитии (поздно сел, пополз, встал);
·
у некоторых детей так и не формируется
умение правильно ползать;
·
затянутое формирование или его полное
отсутствие доминантной (ведущей) руки;
·
слабую или неправильную артикуляцию,
речевые задержки и серьезные патологии (логопедические проблемы);
·
отклонения в психическом развитии
(память, мышление, внимание, воображение);
·
инфантильность в поведении;
·
слабую познавательную мотивацию (ребенку
не интересно узнавать новое, он не стремится к этому);
·
агрессивность, плаксивость, негативизм и
т.д.
Необходимо искусственно заставлять полушария объединятся в единую
интегративно-целостную систему. Обычно основной и наиболее важный этап развития
межполушарных связей у детей заканчивается к 7-8 годам, у девочек чуть раньше,
у мальчиков — позже. Мозговые структуры продолжают еще потихоньку развиваться
до 11-12 лет, после чего время не повернуть вспять, если вы не занимались с
ребенком. По крайней мере, достичь чего-то будет в десятки раз сложнее.
У новорожденных оба полушария развиты одинаково, но в процессе роста
одно из них начинает более активное формирование. Правое отвечает за
воображение и творчество. Такие дети склонны к гуманитарным наукам и искусству.
Левое полушарие отвечает за логику, письмо, чтение, математику и понимание
точных наук. За движение каждой стороны тела отвечает противоположное
полушарие. Движение левой руки обеспечивает правое полушарие.
Развитие межполушарных связей у детей.
Для развития межполушарного взаимодействия у детей используют разные
методики и подходы. Специалисты часто прибегают к кинезиологическим
упражнениям, помогающим укрепить физическое и психическое здоровье, наладить
нормальную координацию, развить речь и пространственные представления, ориентировку,
снизить утомляемость и повысить эмоционально-волевую устойчивость.
Родители тоже могут выполнять подобные упражнения с ребенком дома,
пройдя перед этим курс реабилитации у специалиста. Продолжительность занятий
всегда зависит от возраста. Чем ребенок меньше, тем короче сеанс. Длительность
составляет от 5 до 60 минут.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2024
Дата обновления: 18.10.2024
Дата публикации: 18.10.2024