23.09.2024
Психическое развитие ребенка 6-7 лет проходит очень динамично.
Активизируются важные психические механизмы: мышление, внимание, память,
воображение – все это помогает приспособиться к школе.
С этого момента начинается совершенствование речи. Она
становится более предметной, осмысленной. Родителям нужно понять: ребенок
быстро взрослеет, ему хочется почувствовать себя более самостоятельным. Для
детей важно принимать участие во всех важных семейных событиях. Кроме того, 7
лет — время очередного возрастного психического кризиса. Меняется
поведение, привычки – ваш малыш хочет скорее стать взрослым. Его
поведение сильно зависит от того, в какой среде он находится.
Психическая деятельность.
В 6-7 лет
психическая деятельность детей заметно усложняется. Он уже совсем скоро пойдет
в школу, а там будет большая учебная нагрузка. Постепенно меняются
механизмы психики – становятся больше похожими на взрослые.
Главные особенности
восприятия детей 6-7 лет:
·
осмысленный процесс;
·
познаются более сложные вещи, понятия.
Восприятие становится незаменимым психическим механизмом для
обучения. Речь идет не только о школе. Ежедневно ребенок получает из внешнего
мира новые знания благодаря развитому восприятию.
Возрастное
психическое развитие оказывает влияние на память. Ее объем заметно
увеличился к семи годам. Если еще несколько лет назад малышу было тяжело
выучить стихотворение, то теперь это сделать гораздо легче. Усложняется и
сама структура памяти: накапливается личный опыт, и ребенок уже
может соотнести прошлый опыт с похожей ситуацией и сделать выводы. Если раньше
память носила непроизвольный характер, то теперь это уже не так. Дети не просто
запоминают, а устанавливают связи между явлениями, людьми, событиями. Теперь их
механизм памяти практически такой же, как у взрослых. Развитие памяти делает
возможным нормальное обучение.
Внимание у детей
развивается постепенно. Больше всего их интересует все
яркое, интересное. Внимание и память развиваются параллельно. Для детей всегда
лучшая модель обучения — наглядная. Опыты, фильмы, яркие
презентации привлекают внимание и хорошо запоминаются.
В начальной школе советуют использовать как можно больше такого
материала, ведь тогда малышам проще привыкнуть к урокам, заинтересоваться происходящим.
Таковы особенности обучения детей младшего школьного возраста. Даже сложные
предметы можно эффективно преподносить таким интересным образом.
Не менее важный
психический процесс — воображение. Его развитие начинается еще в 4-5
лет, но к 6 годам воображение становится более управляемым. Его цель —
создавать новые образы и использовать полученный опыт для того, чтобы они
получались оригинальными.
Воображение помогает не только что-то выдумывать, но и решать
жизненные задачи. Чем лучше развито воображение у детей, тем проще им находить
выход из разных ситуаций. Творческое развитие дает воображению направленный
характер.
Психическое развитие в возрасте 6-7 лет подразумевает, что воображение,
вымысел могут стать защитной функцией. Если в жизни малыша много стресса,
страха, то воображение начинает работать гораздо активнее. Он может с
вдохновением рассказывать о выдуманных людях, событиях.
Допускать такую ситуацию, когда миры воображения и реальности
для детей переплетаются, нельзя.
Особенности возраста.
Особенности
возраста 6-7 лет таковы, что дети быстро взрослеют. Психическое и личностное
развитие проходит быстрее – они учатся, общаются, быстро запоминают все новое.
Теперь у детей появляется ощущение, что они уже достаточно взрослые.
1.
Ребенок хочет участвовать в жизни семьи, принятии решений (куда
ехать отдыхать, что покупать, как проводить праздники и т.д.).
2.
Стремится скорее стать взрослым, избавиться от
своего детства (часто смеется над прошлыми увлечениями, одеждой, интересами).
3.
Старается больше походить на взрослого (выбирает более взрослую
одежду: например, девочкам хочется носить сумочку, туфли с каблучком).
4.
Хочет самостоятельно принимать решения (малыш борется за
возможность выбора).
5.
Пытается позиционировать себя в коллективе, стремится стать
популярным.
6.
Ищет похвалу взрослых. Ему необходим знать, что он
нужный, ценный, что поступает правильно.
Обучение и развитие
Нормальное
психическое развитие невозможно без целенаправленного обучения. В 6-7 лет дети
нуждаются в получении новых знаний. Детский сад, общение со сверстниками,
игры, занятия помогают им получить достаточно информации для развития.
Ограждать детей от чего-то из этого списка нельзя – это плохо повлияет на их
личность, характер, психику.
Три компонента мышления у детей
В возрасте 6-7 лет у детей отмечаются некоторые особенности
мышления. Можно выделить три основных компонента мыслительной деятельности:
1.
Мотивация.
2.
Регуляция (возможность
планирования, воля).
3.
Операционный компонент (сформированный
план действий, занятий).
Очевидно, что психическое развитие в этом возрасте уже
качественно отличается от развития ребенка еще 2 года назад. Тогда не было
возможности планировать, учитывать последствия своих действий, отсутствовала
воля. Теперь развитие мышления позволяет детям лучше сосредоточиться на учебе,
делать успехи.
Развитие речи
Развитие мышления
тесно связано с развитием речи. Мышление детей стимулирует потребность
общаться, обсуждать, высказывать собственное мнение:
·
речь уже носит контекстный характер (малыш
знает, когда и что нужно или можно говорить);
·
речь регулируется (знает, как обращаться ко взрослым, что
следует говорить в конкретном случае);
·
совершенствуется произношение, уходят некоторые
дефекты;
·
проявляется смысловая сторона речи, то есть речь уже гораздо
осмысленнее.
Главные функции речи
Можно выделить 3 главные функции речи для детей 6-7 лет:
Коммуникативная
Речь необходима для общения с родителями, учителями, друзьями.
Важно, чтобы словарный запас был достаточно богатым – тогда
возможно полноценное общение.
Обучающая
Здесь играют важную роль механизмы мышления и восприятия. Малыш
слышит, понимает, запоминает материал. Его речь обогащается
специальными терминами.
Регулирование
Данная функция позволяет осуществлять устное планирование.
Особенности развития речи необходимо учитывать еще раньше, в 4-5
лет. Родители должны контролировать свою речь, ведь их ребенок учится, слушая
самых близких ему людей, и неосознанно воспринимает их речь за образец.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.09.2024
Дата обновления: 23.09.2024
Дата публикации: 23.09.2024