21.08.2024
Пространственное мышление - это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии
трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной
активности очень важно для профессиональной успешности личности. В структуре
психики человека оно отвечает за ориентацию в пространстве,
создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения
разнообразных задач.
Отличительной особенностью пространственного
мышления является тот факт,
что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе
специфические характеристики пространства:
размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве.
Как только ребенок начинает понимать принципы построения
фигур, его способности производить арифметические действия резко улучшаются.
Без этого вида мышления становится
невозможным процесс запоминания, так как запоминаем мы не что иное, как образы.
Малыши (до
3 лет)
С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы,
поступающие в головной мозг из органов чувств — зрения, слуха, обоняния,
осязания.
И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и
двигательных анализаторов.
К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения
в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение
объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение
предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо
от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка
думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой
задачки, посильного испытания.
Ребенок до
3 лет уже может:
·
различать кривые и прямые линии;
·
находить точки пересечения линий;
·
отличать горизонтальные,
вертикальные, наклонные линии;
·
различать основные геометрические
фигуры.
Как формировать пространственное мышление до 3 лет?
Предлагайте ребенку:
·
находить точки и соединять их;
·
рисовать фигуры из точек (повторяя
образец);
·
строить из счетных палочек разные
фигуры, домики, некоторые буквы.
·
Поощряйте лепку, рисование,
аппликацию, занятия требующие активного измерения.
Младшие и
средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные
задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки
составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений
между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева»,
«между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже —в старшем
дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ребенку
3-5 лет по силам:
·
повторять простые узоры и орнаменты,
состоящие из линий;
·
сравнивать длину отрезков, размеры
фигур;
·
соединять точки по цифрам, чтобы
получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
·
различать прямой, тупой, острый углы.
Как
стимулировать пространственное мышление в 3-5 лет?
Вам
помогут:
·
игры на формирование трехмерных
представлений — «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в
какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо
расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
·
задания на манипуляции с фигурами
(как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
·
картинки, требующие охарактеризовать
местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? — за
домом»).
·
Вырезайте из бумаги симметричные
предметы и снежинки, дорисовывайте вторые половинки картинок. Занимайтесь
оригами, складывайте пазлы и создавайте геометрические опликации.
Дошкольники
(6-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные
пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний
вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания,
ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и
перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
В 6-7 лет дети должны уметь:
·
различать понятия размера и формы;
·
свободно оперировать
пространственными отношениями между предметами (большой-маленький,
ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
·
различать левую и правую руку,
сторону;
·
понимать заданное направление, чтобы
перемещаться в соответствии с ним;
·
мысленно соотносить между собой
объекты, находящиеся в поле зрения;
·
ориентироваться в двухмерном
пространстве (плоскость с длиной и шириной).
Названные образовательные требования предъявляет к будущим
ученикам школа. Да, они не обязательные, ведь в первый класс ребенка примут в
любом случае. Но для облегчения адаптации к школе и понимания учебного
материала перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.
Как
развивать пространственное мышление в 6-7 лет?
С этой задачей помогут справиться:
·
игры на внимательность. Например,
ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает
окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов,
указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
·
графические диктанты;
·
занимательные задания на объемное
мышление;
·
специальные развивающие игры;
·
повседневные бытовые задачи.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.08.2024
Дата обновления: 21.08.2024
Дата публикации: 21.08.2024