« Развитие логического мышления дошкольников – залог успешного обучения в школе »

05.06.2024

     Одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к школе.

  А логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают детям выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.

Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

  Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха.

   Занятия на развитие логики принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, и  в следствии чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

 

Что же такое логические игры? Как в них играть?

 

1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить

А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю стихотворение, а вы с  соответствием  текста выкладываете палочки.

Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.

Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.

Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать - надо палочку убрать и переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?

Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить - будет стул столом служить!

2.Словесные задачки или задачки для ума. Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.

·        Сколько конфет лежит в пустой вазе?

·        Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3 охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона. Сколько человек шло в лес?

·        Марина и Таня пили разные соки яблочный и виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?

·        Сок можно есть ложкой. (Да, если он замороженный)

·        Мороженое можно выпить. (Да, если оно растает)

·        Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)

·        По воде можно ходить. (Да, если она замерзнет)

·        Все птицы летают. (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)

·         Стоят два барана. Один смотрит налево, другой на­право. Видят ли они друг друга?

·         На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало. Сколь­ко яблок осталось расти на сосне?

·         Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты малень­кий», — сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, ка­кой большой утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку от­ветить на этот вопрос.

·         Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут варить 2 яйца?

·         На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели. Сколько птичек улетело?

·         Вова проснулся утром и увидел в окно голубое небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь, ведь он в это время крепко спал?»

·        Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подо­шла к закрытому окну, посмотрела на улицу и ска­зала: »Какой сильный ветер! Одевайся потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь окно закрыто?».

·        На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не погуля­ешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, по­смотрел в него и сказал: «Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кон­чится?».

3.Загадки

Определение загадки: загадка-это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

·        Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2 позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)

·        4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с места. (ветряная мельница)

·        5 братьев: годами равные, а ростом разные.(пальцы)

 

-чтобы научить детей отгадывать загадки, надо наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.

4.Логические игры.

·        ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним словом.

Примеры заданий:

Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);

Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;

Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для рисования» (канцтовары);

Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль» (транспорт);

Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);

Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз» (ягоды);Хочу такой сайт

Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).

·        ИГРА «АССОЦИАЦИЯ».

У каждого человека с раннего детства формируются свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия существенных и второстепенных признаков предмета.

Объясните ребенку задание следующим образом: «Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других, которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово никак не может обойтись».

Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.

Примеры заданий:

Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор, ковер, люстра);

Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);

Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор, деньги, продавец, кровать);

Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка, солнце, листья).

Игры-головоломки. Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления. Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.  Следует также развивать умение у ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

5.Упражнения на развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)

Ø Упражнение  «Третий лишний»

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения способом выделения существующих при­знаков.

·         Яблоко, вишня, помидор.

·         Час, килограмм, минута.

·         Козленок, корова, теленок.

Ø Упражнение  «Смысловой ряд»

Какое будет четвертое слово:

·         Лиса — нора, медведь — ... (берлога)

·         Больница — лечение, школа —.... (обучение)

·         Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)

·         Рыба — вода, птица — ... (небо)

Найди одинаковые чашки.

Ø Упражнение «Определение последовательнос­ти событий»

1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на ри­сунке целое яблоко. Как художник изобразил, что ста­ло с яблоком?

 

 

 

1. Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша различаются по четырем свойствам: формой, цветом, размером, толщиной. В набор блоков входят геометрические фигуры круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Игры с блоками Дьенеша можно начинать с детьми двух лет.

2. Палочки Кюизенера, данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х. Кюизенером.

 Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовке детей к школе, как одно из современных технологий обучения. Используя палочки, реализуется один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.

   Развитию логического мышления ребенка помогут задания, которые научат:

·        описывать признаки предметов;

·        классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни;

·        сравнивать предметы между собой;

·        узнавать предметы по заданным признакам;

·        определять последовательность событий;

·        обобщать;

·        давать определения тем или иным понятиям.

 

Таким образом, можно сделать вывод, развивающие упражнения,  игра являются эффективным средством математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста, что в дальнейшем помогает развитию логического мышления. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.06.2024

Дата обновления: 05.06.2024

Дата публикации: 05.06.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».