05.06.2024
Одной из наиболее
актуальных проблем в дошкольной педагогике является проблема подготовки детей к
школе.
А логическое мышление-залог успеха.
Логические мысли помогают детям выстраивать четкую картину происходящего,
понимать и оценивать вещи и явления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с
помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.
Выделяют три вида мышления:
Наглядно-действенное. Познание
происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное. Познание
происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое. Познание с
помощью понятий, слов, рассуждений.
Логика-это рассуждение. Логическое мышление-способность
рассуждать. А как развить логическое мышление, что для этого нужно? Для
дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны
увлечь ребенка и добиться успеха.
Занятия на развитие логики
принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал,
и в следствии чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.
Что же такое
логические игры? Как в них играть?
1.Самым доступным материалом являются счетные палочки. С помощь их
ребенок будет лучше ориентироваться в пространстве, логически мыслить
А сейчас я предлагаю поиграть. Я читаю
стихотворение, а вы с соответствием текста выкладываете палочки.
Мы 6 палочек возьмем, и построим новый дом.
Если 2 переложить, в доме том не смогут жить.
Он уже не дом, а флаг. Кто сумеет сделать так?
Захотелось покопать - надо палочку убрать и
переложить другую. Так лопатку получу я. А у вас она готова?
Передвинем палку снова, а внизу одну возьмем и в
коробку уберем. Вышел стульчик. Отдыхайте!
Сколько палочек? Считайте! Их четыре! Ножки вы
раздвиньте шире,
Спинку надо положить - будет стул столом служить!
2.Словесные задачки или задачки для ума.
Предлагаю вам подумать и дать правильный ответ.
· Сколько конфет лежит в пустой вазе?
· Коля шел в лес. Ему навстречу попались 3
охотника. У каждого их них было по ружью. В каждом ружье по два патрона.
Сколько человек шло в лес?
· Марина и Таня пили разные соки яблочный и
виноградный. Марина не пила яблонный сок. Какой сок пила Таня?
· Сок можно есть ложкой. (Да, если он
замороженный)
· Мороженое можно выпить. (Да, если оно
растает)
· Снег бывает только зимой. (Он бывает весной и
осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах)
· По воде можно ходить. (Да, если она
замерзнет)
· Все птицы летают. (Не все, есть птицы,
которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин)
· Стоят два барана. Один смотрит налево, другой
направо. Видят ли они друг друга?
· На сосне растет 5 яблок. Одно яблоко упало.
Сколько яблок осталось расти на сосне?
· Послушай рассказ об утенке: «Как-то на лужайке
подошла к утенку коза. «Ой, какой же ты маленький», — сказала она утенку.
Утенок отбежал от козы и слышит, — в траве жук жужжит: «Ого, какой большой
утенок!». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» Помоги утенку ответить
на этот вопрос.
· Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут будут
варить 2 яйца?
· На ветке сидели 3 птички. Две птички улетели.
Сколько птичек улетело?
· Вова проснулся утром и увидел в окно голубое
небо, яркое солнышко. Он удивленно воскликнул: «Мама, а совсем недавно был
сильный дождь!». А теперь ответь на вопрос: «Как Вова догадался, что был дождь,
ведь он в это время крепко спал?»
· Саша одевался, чтобы пойти в школу. Мама подошла к
закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала: »Какой сильный ветер! Одевайся
потеплей». Ответь на вопрос: «Как мама узнала, что на улице сильный ветер, ведь
окно закрыто?».
· На улице дул сильный ветер и шел дождь. Саша сидел в
комнате и смотрел картинки в книжках. Ему хотелось гулять, а в такую погоду не
погуляешь. В комнату вошел папа, подошел к окну, посмотрел в него и сказал:
«Какой сильный дождь! Но скоро он кончится, собирайся гулять». Ответь
на вопрос: «Как папа узнал, что дождь скоро кончится?».
3.Загадки
Определение загадки: загадка-это краткое описание
предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.
· Три брата бегут по одной дорожке:1 впереди,2
позади. Эти двое бегут, но переднего догнать не могут. (велосипед)
· 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а не с
места. (ветряная мельница)
· 5 братьев: годами равные, а ростом
разные.(пальцы)
-чтобы научить детей отгадывать загадки, надо
наблюдать выделять признаки предметов, сравнивать и анализировать.
4.Логические
игры.
· ИГРА
«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Эта игра
развивает способность к обобщению и абстрактному мышлению. Вы называете группы
слов, объединенных по общему признаку, и просите ребенка назвать их одним
словом.
Примеры заданий:
Дом, сарай, хижина, небоскреб» (здание);
Брат, сестра, бабушка, тетя, папа» (родственники) ;
Карандаш, тетрадь, бумага, ручка, альбом для
рисования» (канцтовары);
Поезд, велосипед, самолет, автомобиль, корабль»
(транспорт);
Игорь, Сергей, Иван, Кирилл» (мужские имена);
Вишня, клубника, смородина, крыжовник, арбуз»
(ягоды);
Стол, кровать, шкаф, стул, кресло» (мебель).
· ИГРА
«АССОЦИАЦИЯ».
У каждого человека с раннего детства формируются
свои ассоциативные представления о предметах и явлениях. Это своеобразный ключ к
пониманию типа мышления. В этой игре дети учатся разграничивать понятия
существенных и второстепенных признаков предмета.
Объясните ребенку задание следующим образом:
«Сначала я скажу одно слово. Оно будет главным. Потом прочитаю еще ряд других,
которые относятся к этому слову. Твоя задача назвать то, без чего главное слово
никак не может обойтись».
Обсуждайте каждое предложенное слово, пусть ребенок
обосновывает свои ответы, а вы помогайте ему выделять существенные признаки.
Примеры заданий:
Комната (стены, кровать, пол, потолок, телевизор,
ковер, люстра);
Человек (тело, мозг, платье, шляпа, кольцо, ноги);
Магазин (покупатели, товар, музыка, телевизор,
деньги, продавец, кровать);
Дерево (корни, цветы, вода, воздух, ствол, скамейка,
солнце, листья).
Игры-головоломки.
Направлены на развитие произвольного
внимания, памяти, логического мышления. Для игры необходимы счетные палочки
по15-20 штук на каждого ребёнка. Следует также развивать умение у ребенка
сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления
детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем
мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.
5.Упражнения на
развитие умения анализировать (сравнивать, обобщать)
Ø Упражнение «Третий лишний»
Упражнение на развитие мыслительных
процессов обобщения способом выделения существующих признаков.
· Яблоко, вишня, помидор.
· Час, килограмм, минута.
· Козленок, корова, теленок.
Ø Упражнение «Смысловой ряд»
Какое будет четвертое слово:
· Лиса — нора, медведь — ... (берлога)
· Больница — лечение, школа —.... (обучение)
· Сахар — сладкий, лимон — ... (кислый)
· Рыба — вода, птица — ... (небо)
Найди одинаковые чашки.
Ø Упражнение «Определение последовательности событий»
1. Расскажи, что сделали с яблоком? Покажи на рисунке целое
яблоко. Как художник изобразил, что стало с яблоком?
1. Логические блоки
Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша
различаются по четырем свойствам: формой,
цветом, размером, толщиной. В набор блоков входят геометрические фигуры круг,
квадрат, прямоугольник, треугольник.
Логические блоки помогают ребенку
овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане
предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование,
сравнение, классификация, обобщение. Более того, используя блоки, можно
закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической
культуры мышления, развивать у них способность действовать в
уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную
ориентировку. Игры с блоками Дьенеша можно начинать с детьми двух лет.
2. Палочки Кюизенера, данный дидактический материал разработан
бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Основные особенности этого
дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая
эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему
предматематической подготовке детей к школе, как одно из
современных технологий обучения. Используя палочки, реализуется один из
важнейших принципов дидактики – принцип наглядности.
Развитию логического мышления ребенка
помогут задания, которые научат:
· описывать признаки предметов;
· классифицировать предметы по цвету, форме,
размеру, по их функции в жизни;
· сравнивать предметы между собой;
· узнавать предметы по заданным признакам;
· определять последовательность событий;
· обобщать;
· давать определения тем или иным понятиям.
Таким образом, можно сделать вывод,
развивающие упражнения, игра являются эффективным средством
математического и сенсорного развития детей дошкольного возраста, что в
дальнейшем помогает развитию логического мышления. Ведь играя, ребенок
испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка
идет более интенсивно и успешно. Развивая логическое мышление у
дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности
основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы
и дальнейшего развития личности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.06.2024
Дата обновления: 05.06.2024
Дата публикации: 05.06.2024