04.04.2024
Аути́зм — расстройство,
возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и
характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального
взаимодействия и общения, а также
ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Термин «аутизм» (от
греческого autos – сам) означает «оторванность
ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений».
То есть ребенок - аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен
от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее
реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности
и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.
Проявление аутизма (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская,
М.М.Либлинг)
1.
Экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной
связи даже с самыми близкими людьми.
2.
Крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как
консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие
однотипных аффективных действий, влечений интересов.
3.
Особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как
правило, с первичной недостаточностью этих функций особый, чрезвычайно
характерный тип психического дезонтогенеза.
Не существует «типичного аутиста». У людей наблюдается множество
различных проявлений аутизма, от легких до тяжелых.
Классификации РДА, предложенной в 1985 г С.С. Никольской, детей с
РДА можно разделить на 4 группы:
1.
Дети с полной отрешённостью от окружающего мира, полным
отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием
навыков самообслуживания.
2.
Дети, с активным отвержением окружающего мира, с преобладанием
многочисленных стереотипий.
3.
Дети, с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением
влечений.
4.
Дети, с чрезвычайной ранимостью, тормозимостью в контактах,
робостью, поиском защиты у близких людей, стремлением к выработке социально положительных
стереотипах поведения.
Категория детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы крайне
неоднородна. Поэтому дети с РАС нуждаются в коррекционно-воспитательной
индивидуальной деятельности, которая позволяет сформировать базовые навыки:
- развитие ощущений и
восприятия, зрительно-моторной координации
- развитие навыков
самообслуживания
- развитие речи и
коммуникативных склонностей.
Основные этапы и
направления коррекционно развивающей работы с детьми с расстройствами
аутистического спектра.
В диагностический период специалисты проводят
следующую работу: идет сбор данных об особенностях психофизического развития
ребенка проводится первичная консультация с родителями.
Родителям предлагается заполнить анкету, в которую включены
вопросы об особенностях общения в семье, уточняем эмоциональную реакцию на
других детей или взрослых, как родители поощряют или по необходимости
наказывают, понимает ли ребенок инструкции, идущие от родителей; уточняется
время нахождения ребенка в ДОУ.
Адаптационный этап.
Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто
непростым этапом для детей с РАС. Надо отметить, что длительность
адаптационного периода с момента начала посещения ДОУ в среднем 2 месяца и
больше.
Адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений
коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм
поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция,
импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения,
препятствующие адаптации.
На этом этапе важно придерживаться следующих установок:
доброжелательное, оптимистичное, терпимое отношение к детям, но в то же время
надо быть требовательными в процессе обучения и повседневной жизни.
Нельзя позволять ребенку управлять собой. Надо помогать аутичному
ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры,
предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не
просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, а обучать ребенка более
«правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками
После проведения диагностического и адаптационного этапов
наступает время активирующего этапа, во время которого по
завершению проведенной диагностики, педагоги проводят обобщение и анализ
результатов. Затем, на заседании психолого-педагогического консилиума, дается
оценка состояния ребенка, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих
навыков. Диагностика служит основой для разработки индивидуальной
образовательной программы ребенка.
Формирующий и корригирующий этапы являются
основными в коррекционной работе. Главным принципом работы с данной категорией
детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само
ничего не получится и просто так не появится.
Так как основной целью коррекционной работы является
развитие умений социального взаимодействия.
1 период - установление контакта. Первое взаимодействие с ребенком
может длиться очень недолго, буквально 3 секунды. Но постепенно время активного
контакта необходимо увеличивать, предлагая ему сенсорные стимулы (мыльные
пузыри, вращающиеся предметы — волчки, колесики, заводные и музыкальные
игрушки), игры с мячом или конструктор. Важно учитывать личные предпочтения
ребенка, доступность игры для него и пользу, и цель, которые планирую достичь
при помощи игровых действий.
Любые задания предлагаются в наглядной и игровой форме,
объяснения должны быть простые, повторяющиеся по несколько
раз. Речевые задания произносятся голосом разной громкости, с обращением
внимания на тональность. Занятия носят ритуальный характер.
2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей
является общая организация поведения ребенка: формирование установки на
выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к
ситуации обучения. Важно соблюдать принцип постепенности и дозирования подачи
нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.
Можно включать игры с ритмичным стуком (барабан, палочки,
музыкальные тарелочки и др.), раскачивание на качелях, лазание по шведской
стенке, кружение на вращающемся тренажере; игры на развитие мелкой моторики
(нанизывание бусин на стержень, проволоку, шнурок; различные обводки, шнуровки
и др.), которые помогают улучшить контакт, увеличить спектр чувственных
ощущений, улучшить моторные навыки.
Инструкции и задания во время образовательной деятельности
формулируются четко и кратко. Подкрепляю желаемое
поведение ребенка с помощью значимых для него стимулов и похвалы.
3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе
решаются задачи интеллектуального развития ребенка. В коррекционной работе
с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше
требуется развернутая помощь взрослого.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ:
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни
ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность
ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы
ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя
четкую наглядную информацию (схемы, карты и т. п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
КАК ИГРАТЬ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры рекомендуется проводить за столом. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт), будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.04.2024
Дата обновления: 04.04.2024
Дата публикации: 04.04.2024