18.01.2024
РЕБЕНОК С СДВГ –
КАКОЙ ОН?
СДВГ
– синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Виды
СДВГ:
Невнимательный
-
С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий и во время игр
-Часто
допускает ошибки из-за небрежности
-Часто
складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
-Часто
оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не
доводит дела до конца
-Ему
сложно самому организовать себя на выполнение задания
-Избегает,
очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного
напряжения.
-Часто
теряет свои вещи
-Легко
отвлекается на посторонние стимулы
-Часто
проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
Гиперактивный
-
Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то
теребит в руках и т.п.
-
Часто встает со своего места на уроках или в других ситуациях, когда нужно
оставаться на месте
-
Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность:
бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т.д.
-
Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
-
Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
-
Часто бывает болтливым
Импульсивный
-
Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
-
Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
-
Часто на занятии не может дождаться, пока его спросит педагог и выкрикивает с
места.
-
Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если
вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных
выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности, причем они
устойчивы во времени (сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев) и в
ситуации (то есть проявляются и в школе, и дома), то с большой долей
вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка СДВГ. А значит, для
успешного обучения и развития он требует ОСОБОГО подхода с Вашей стороны!
Рекомендации
педагогам и родителям ребенка с СДВГ
Прежде
всего, помните, гиперактивность ребенка с СДВГ – не поведенческая проблема, и
не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз,
гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми
самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не
приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее ухудшат его.
Рекомендации
родителям:
·
проявляйте
достаточно твердости и последовательности в воспитании;
·
избегайте,
с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой завышенных требований к ребенку;
·
повторяйте
свою просьбу одними и теми же словами много раз;
·
выслушивайте
то, что хочет сказать ребенок;
·
для
подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
·
уделяйте
ребенку достаточно внимания;
·
не
допускайте ссор в присутствии ребенка.
·
установите
твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка
четкому планированию своей деятельности;
·
чаще
показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
·
снижайте
влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
·
оградите
гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра
телевизионных передач;
·
избегайте
по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка
лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
·
помните,
что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию
гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении
дела, дайте ему возможность отдохнуть;
·
придумайте
гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за
плохое поведение;
·
не
прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию,
то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном
месте после совершения поступка;
·
чаще
хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок,
поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны
к поощрениям;
·
составьте
список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение
на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности,
предварительно обсудив их с ребенком;
·
не
давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития,
возрасту и способностям;
·
давайте
ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его
завершить
·
поощряйте
ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например,
работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
·
давайте
ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная
физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег,
спортивные занятия.
·
поговорите
с гиперактивным ребенком о его проблемах и научите с ними
справляться.
.
Рекомендации педагогам:
·
ознакомьтесь
с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита внимания с
гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений во время
пребывания ребенка в детском саду.
·
старайтесь
работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально,
·
не
забывайте включать в занятие физкультминутки;
·
предоставьте
ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае
затруднения. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что
и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной,
вовремя помогите ему правильно организовать работу.
·
направляйте
энергию гиперактивных детей в полезное русло.
·
спокойнее
относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или
постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью
двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите
ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и
другим.
·
избегайте
завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
·
давайте
задания в соответствии со способностями ребенка;
·
большие
задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
·
не
давайте сложных, многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен
удержать в памяти и внимании только одно-два действия.
·
научите
ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
·
когда
ребенок отвлекся, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или
руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка
рефлекс сосредоточения внимания.
·
старайтесь
игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
·
если
Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не
призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом
повторите ему задание индивидуально.
·
обучайте
необходимым социальным нормам и навыкам общения;
·
регулируйте
его взаимоотношения со сверстниками
·
объясняйте
родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро,
как хотелось бы;
·
объясняйте
родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только
от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного
отношения.
·
придерживайтесь
позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с
СДВГ более других нуждаются в похвале.
Помните о том, что
гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и
неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.01.2024
Дата обновления: 18.01.2024
Дата публикации: 18.01.2024