18.12.2023
Каждый
малыш – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”.
Поэтому возникает резонный вопрос – а бывает ли “правильное воспитание
ребенка”? Поэтому сегодня я расскажу 12 основных принципов, а остальное – ваше
творчество.
Принцип 1.
Помните, что кроха – это отдельная личность
Поэтому
свои собственные мечты и планы реализовывайте сами, и не навязывайте их малышу.
Частая ошибка родителей - навязывать ребёнку свои мечты. «Я не стала медиком,
но мой ребёнок уж точно станет - это его судьба!» или «Мы династия врачей и наш
ребёнок пойдет по нашим стопам!». Когда мы думаем и действуем так, мы отбираем
у ребенка свободу и целостность развития, мы навязываем свои мечты. Не
удивительно, что дети зачастую нас разочаровывают, либо, не желая разочаровать,
становятся несчастными и посредственными. Поэтому с самого рождения дайте
ребёнку свободу и поддерживайте его свободу. Воспитание не должно быть
навязыванием какой-либо позиции или отношения, создание развивающей среды и
помощь ребёнку и только в тех ситуациях, когда она действительно необходима.
Принцип 2. Все
дети рождаются одинаковыми
Все
детки в норме рождаются одинаковыми и не бывает ребёнка без способностей или,
наоборот, с выдающимися способностями. Все, чем отличается ребёнок или то, в
чем он не преуспевает — это результат приобретенного опыта в процессе
воспитания и развития. Когда проявляется способность или неспособность? Обычно
уже к трём годам родители делают выводы о склонности ребёнка к музыке или
конструированию, а значит формируются способности и неспособности ДО 3х лет!
Поэтому развитие творческих и музыкальных способностей, плавание, спорт,
конструирование и многое другое — это то, что можно и нужно давать ребёнку с
рождения, а не в школе.
Принцип 3. То,
что вы делаете, имеет огромное значение
Вы
— эталон поведения для ребёнка и все ваши слова о том, что нельзя кричать, не
подействуют, пока вы сами не станете их соблюдать. Как вы думаете, что сделает
ребенок, если услышит от вас, что нельзя кричать и тут же после этого увидит,
как вы кричите на его отца? Картина мира в его голове будет шаткой и
неоднозначной, это уж точно не то, чего вы хотели добиться. Кроха учится
общаться, реагировать, выражать эмоции, вести себя в обществе, глядя на вас и
на папу. Поэтому подавайте пример.
Принцип 4.
Взгляды на воспитание и действия родителей должны быть едиными
Только
тогда ребёнок почувствует безопасность и целостность окружающего мира. Если
мама утешает кроху после того, как папа бьет его по попе ремнем, значит вы
растите манипулятора. Дети очень быстро приспосабливаются к среде и находят в
ней свои выгоды. Как это ни страшно звучит, но частое заключение психотерапевта
после работы с малышом, родители которого придерживаются разных точек зрения на
воспитание: «Манипулятор, способен на все ради достижения своей цели». Будто о
секретном агенте 007, а не о четырехлетнем малыше написано, не правда ли? И это
— разные позиции в оном доме. Все
воспитательные меры вы должны обговорить и «согласовать» с мужем. Вы вместе, на
одной стороне, поэтому не “дружите против” папы или мамы. А в пределах общей
нормы воспитания, каждый родитель имеет право на свое собственное поведение с
ребёнком.
Принцип 5. Будьте
последовательны в своих действиях
Не
меняйте правила изо дня в день, это может привести к недисциплинированности
ребёнка. Многим родителям не хватает чувства последовательности, в результате
чего ребёнок приходит в замешательство и не знает, как себя вести. Ваша задача
— сделать мир ребёнка безопасным и надежным, а это значит придерживаться общих
правил поведения изо дня в день, всем вместе.
Принцип 6. Не
давайте ребёнку все, что ему хочется по первому требованию
Ребёнку для развития достаточно всего, что
есть в доме: сенсорного коврика (можно сделать самой), в младенчестве –
погремушек, в раннем детстве – книжек, набора для прогулки (совочек, формочки),
музыкальных упражнений, счетного материала, конструктора, и самодельного
Монтессори-материала. Конечно же, другие игрушки притягательны для ребёнка и
они нужны не только для его собственного удовольствия, но и для поддержания
статуса в социальной среде. Сейчас вокруг ребенка очень много впечатлений,
развлечений и между тем, что «нужно» и тем, что «Хочу!» лежит огромная
пропасть, которую малыш пока не осознает. Поэтому прививайте ребёнку знание о
заработке и деньгах и позволяйте ему заработать то, что ему хочется.
Принцип 7.
Хвалите ребёнка правильно — только за дело
Часто
мы от переизбытка чувств пускаемся в похвалу: какой замечательный ребёнок,
какой ты хороший! И часто после этих слов ребенок стремиться сделать еще
что-нибудь хорошее. Родители думают, что это здорово, но на самом деле – совсем
нет. Ребёнок стремиться сделать что-то
хорошее, чтобы его снова высоко оценили, он думает, что мама любит его за то,
что он замечательный. А что же делать, когда у него что-то не получилось? Когда
мы говорим: «Ты самый умный», мы оцениваем личность ребёнка и ради этой оценки
он пойдет на многое. Именно такой похвалой мы формируем в малыше перфикционизм
— стремление быть совершенным ради похвалы. Это противоположность
достиженческому подходу, при котором ребёнок стремится достигать новых высот
ради совершенствования, ради цели, а не ради оценки стороны. Достиженцы –
лидеры, а перфекционисты – поверхностные исполнители. Поэтому хвалите ребенка
за достижения, за его выбор или слова, а не просто так. Вместо того, чтобы
сказать малышу: «Ты самый умный», скажите: «Ты очень хорошо справился с
упражнением», «Мне нравится, как ты построил пирамидку». Найдите объективный
повод и похвалите ребенка за то, что он сделал, а не за то, что он самый-самый.
Принцип 8. Не
отказывайтесь от помощи малыша, позвольте ему участвовать в работе по дому
В
период раннего детства детки так хотят быть похожими на маму и папу! Они видят,
как мама подметает и тоже бегут с веником в самую пыль. Видят, как мама
накрывает на стол и хватаются за полные стеклянные бокалы и ножи. Да, выглядит
все это страшно опасно и вообще от помощи больше проблем: пыль не собирается, а
разлетается по всему дому, бокалы бьются, сок разливается. И, кажется, нужно
ребёнка отстранить от всего этого, так проще всем. Но каждый раз, когда вы
отбираете у малыша веник или стакан, вы говорите ему: «Я сама, твоя помощь не
нужна». Он запомнит эти установки и к 14 годам вы получите «неблагодарного
ребёнка, который вам не помогает». Но вы же хотели просто обезопасить его и
освободить себе время? Поэтому предлагаю вам инвестировать в будущее: купите
малышу веник, дайте ему отнести бокал (если сока много, отлейте половину, чтобы
крохе было проще), подарите собственную тряпку для пыли, и скоро у вас вырастет
благодарный помощник. Да, кстати, все это также развивает моторику и эмоции.
Принцип 9. Папа –
полноценный участник воспитания и развития
О
всей важности роли папы в воспитании и развитии я уже писала в этой статье.
Влияние отца сложно переоценить — он проводник ребёнка в окружающий мир,
поэтому отец должен общаться с ребёнком, как можно чаще и быть доступен в любое
время, хотя-бы по телефону. А время, пока малыш общается с папой — это то
время, которое вы посветите себе, поэтому не пренебрегайте девятым принципом
Принцип 10.
Воспитывайте в ребёнке независимость
Малышу
очень сложно оторваться от мамы, но с года до трех происходит формирование его
собственного «Я». Многие родители приравнивают детскую независимость к
непокорству и непослушанию. Дети стремятся к независимости по простой причине —
как и все люди, они хотят сами контролировать, а не быть контролированными
кем-то другим. Поэтому в период 2-3 года уже необходимо дать крохе свободу.
Поощрение независимости развивает саморегуляцию поведения. Но определенные
ограничения помогают ребёнку развить чувство самоконтроля. Чтобы быть успешным
в жизни, ему понадобятся оба этих навыка: независимость и самоконтроль.
Принцип 11.
Вырастите ребёнка почемучкой – научите его думать
К
трём годам голова пухнет от детского «почему», но невероятно важно не только
отвечать почемучке, но и стимулировать у него новые и новые вопросы Вопрос «Почему?» – признак активной
мыслительной деятельности, он означает, что ваш малыш думает, строит
причинно-следственные связи и начинает делать логические выводы. Прекрасно,
если ребёнок остается почемучкой в 7,9.12,18 лет. Значит он не перестает
совершенствоваться и вместо того, чтобы зубрить, он вчувствуется и осознает!
Принцип 12.
Даже если вы допустили ошибку в воспитании малышей, не считайте ее фатальной Вы человек, а человек не идеальный. Все мы допускаем ошибки, но это не значит, что мы плохие. Поэтому, если вы ошиблись, то признайте свою ошибку, измените свое поведение и идите дальше.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.12.2023
Дата обновления: 18.12.2023
Дата публикации: 18.12.2023