16.11.2023
Материал подготовила педагог-психолог: Сосновских О.А.
В наш
век современной электронной революции из нашей жизни стремительно исчезает
элементарное общение. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и
развития контакта между людьми. Общение для маленького ребенка – это не только
источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его
личности, его психического развития.
К сожалению, в истории человечества есть немало
примеров, а также экспериментально доказанных ситуаций, при которых дети в
раннем возрасте были лишены элементарного человеческого общения.
Последствия подобных случаев бывают трагичными: в 3–5 лет дети не владеют
простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют
поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения
совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма
печальны – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют
серьезные проблемы в развитии личности.
Порою нам, взрослым, кажется, что психическое
развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее,
умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создавать необходимые условия для
их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать,
согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.
Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально
жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт
первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития
личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности
самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и
самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет
теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в
обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться
предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни
кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через
общение с ними. Именно поэтому мы педагоги все чаще даем родителям наших
воспитанников самые главный совет - «Говорите
с детьми чаще». Как показывает наша
практика, в современных благополучных условиях, многие дети обделены вниманием
родителей, отделены от них эмоционально.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и
переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через
разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как
влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители
много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют
правильную речь.
- Говорите с ребенком обо всем, что для Вас важно. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, что Вы
любите, о том, как прошел Ваш день. Если Вам нравится готовить, делайте это
вместе с ребенком. Если Вы любите кататься на лыжах, когда ребенок подрастет,
вперед! Покоряйте снежные склоны вместе. Если Вы хорошо плаваете, научите и
малыша. Если Вы свободно говорите на нескольких иностранных языках,
разговаривайте с ребенком. Ему непременно будет интересно все, что интересно
Вам. Ведь малыш копирует все, что Вы делаете. Так пускай он возьмет все самое
лучшее, что есть в Вас.
- Не забывайте
разговаривать с ребенком о том, что интересно ему. Помните, задавая Вам
вопрос Ваш ребенок учится жить. Конечно, все эти бесконечные «почему?» после
рабочего дня могут подействовать раздражающе, и все же никогда:
Не оставляйте детские вопросы без ответа!
Не обрывайте их!
Не отнекивайтесь!
Не обходите молчанием!
Не отвечайте вопросом на вопрос!
Отвечайте не общими фразами и не намеками, а четко и однозначно. Если вдруг Вы не знаете
ответа, честно признайтесь в этом и пообещайте, что как только Вы узнаете
что-то по интересующему его вопросу, Вы обязательно с ним поделитесь. А еще
лучше найдите этот ответ вместе в книге, в интернете и пр.
Обязательно смотрите вместе его любимые мультфильмы. Если Вашему малышу 3 года, Вы просто обязаны всех
героев мультфильмов.
- Запомните! Ваши слова всегда должны быть подкреплены личным
примером. Дети быстро улавливают несоответствие между словом и делом.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что
интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно
привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои
желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей.
Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в
себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает
иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о
понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим
дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет
значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в
непринужденной форме. Ребенок должен
чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывал о своих
дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем
ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Самое главное правило – постоянно слушайте
ребенка и вслушивайтесь в его слова! Поддерживайте и помогайте принять
правильное решение, ведь самому сделать это будет очень сложно! А самое простое
слово «люблю», сказанное родителями, сможет сделать ребенка самым счастливым на
свете!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.11.2023
Дата обновления: 16.11.2023
Дата публикации: 16.11.2023