27.04.2023
Задержка
психического развития — диагноз, характеризуемый
нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как
правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит
ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением
ребенка в коррекционный класс.
ЗПР
означает пограничное состояние между нормальным развитием
психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют
умственной отсталости, недоразвития речи или
физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.
Признаки
ЗПР у ребенка
Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее
проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.
Четким признаком ЗПР является незрелость
эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься,
прилагая усилия. Некоторые родители списывают
это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на
двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В
настоящее время таких детей, которым
необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в
отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ. Однако это все та же задержка развития психики.
Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую
очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный
запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие
формы ЗРР.
Память «работает» иначе. Таким детям легче удается
запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При
этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой
детский стишок становится непосильной задачей.
Мышление также страдает. Ребенок не
может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное
мышление практически «не работают» без
помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы,
цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.
Причины задержки
психического развития
Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают —
ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра
не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно
физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному
отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще
ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не
игр, а учебы.
К физиологическим причинам ЗПР относят:
Тяжело протекающие беременность и
роды.
Соматические проблемы — частые
болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
Поражения нервной системы — минимальная
мозговая дисфункция.
Социальными причинами являются:
Педагогическая запущенность.
Стрессовая ситуация.
Неблагоприятная обстановка в семье.
Мамам и папам трудно признать, что у
их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы,
считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою
скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя
отследить проблему, чтобы справиться с ней.
На что обратить внимание:
Ребенок нелюдим, мало общается со
сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
Эмоциональная неустойчивость. Ребенок
может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или
беспокойстве.
Трудности с концентрированием
внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать
указаниям учителя.
Учеба дается с большим трудом.
Развитие речи не соответствует возрастным нормам.
Родители должны знать, что сложности с обучением в
начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем
более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!
Можно ли помочь ребенку с ЗПР
Тот факт, что ЗПР означает лишь
пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем
случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться
с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и
объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а
сам ученик вполне догонит своих товарищей.
Первым делом необходимо пройти
обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога,
который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие
комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой
логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не
стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не
смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и
средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность
работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.
Данные мероприятия направлены на
улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить.
Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.
Если у ребенка ЗПР — советы родителям
Не отрицайте очевидного. Чем раньше
вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
Оказывайте поддержку. Не следует
чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не
стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить.
Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
Если врач прописал лекарства, значит
это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься.
Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости
логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
Подберите хороших специалистов.
Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы
занятия по развитию речи, мелкой моторики,
логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными
навыками.
Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания
педагогов.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и
не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать
сверстников.
Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как
правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит
ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением
ребенка в коррекционный класс.
ЗПР означает пограничное состояние
между нормальным развитием психики ребенка и
отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого
диагноза выражаются в нарушении психических функций,
снижении способности к обучению и социальной адаптации.
Как родителям
определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития?
Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс
обучения.
Четким признаком ЗПР является
незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то
заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают
это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на
двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В
настоящее время таких детей, которым
необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную
группу, наделяя диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и
гиперактивности). Однако это все та же задержка развития психики.
Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую
очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный
запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие
формы ЗРР.
Память «работает» иначе. Таким детям легче удается
запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При
этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой
детский стишок становится непосильной задачей.
Мышление также страдает. Ребенок не
может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное
мышление практически «не работают» без
помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы,
цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.
Причины задержки психического развития
Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают —
ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра
не было никаких нареканий.
Все дело в том, что именно
физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному
отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще
ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не
игр, а учебы.
К физиологическим причинам ЗПР относят:
Тяжело протекающие беременность и
роды.
Соматические проблемы — частые
болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
Поражения нервной системы —
минимальная мозговая дисфункция.
Социальными причинами являются:
Педагогическая запущенность.
Стрессовая ситуация.
Неблагоприятная обстановка в семье.
Мамам и папам трудно признать, что у
их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы,
считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою
скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя
отследить проблему, чтобы справиться с ней.
На что обратить внимание:
Ребенок нелюдим, мало общается со
сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
Эмоциональная неустойчивость.
Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или
беспокойстве.
Трудности с концентрированием
внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать
указаниям учителя.
Учеба дается с большим трудом.
Развитие речи не соответствует возрастным нормам.
Родители должны знать, что сложности с обучением в
начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем
более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!
Можно ли помочь ребенку с ЗПР
Тот факт, что ЗПР означает лишь
пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем
случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться
с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и
объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а
сам ученик вполне догонит своих товарищей.
Первым делом необходимо пройти
обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога,
который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие
комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой
логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не
стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не
смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и
средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность
работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.
Данные мероприятия направлены на
улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи.
Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить.
Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.
Если у ребенка ЗПР — советы родителям
Не отрицайте очевидного. Чем раньше
вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
Оказывайте поддержку. Не следует
чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не
стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить.
Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
Если врач прописал лекарства, значит
это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься.
Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости
логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
Подберите хороших специалистов.
Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы
занятия по развитию речи, мелкой моторики,
логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными
навыками.
Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания
педагогов.
Лечение ЗПР — процесс не быстрый и
не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать
сверстников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.04.2023
Дата обновления: 27.04.2023
Дата публикации: 27.04.2023