Рассматриваемый
аспект
|
Варианты
ответов
|
Данные о
ходе речевого развития
|
- Речевое
развитие по возрасту;
- без особенностей;
- доречевое
развитие с задержкой;
- раннее
психомоторное развитие протекало с задержкой;
- в
раннем возрасте перенес пневмонию, диатез;
- поздно
начал говорить;
- до
школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники,
детского сада;
- ранее
психомоторное развитие с задержкой;
- фразовая
речь – с 3 лет.
|
Состояние
и подвижность артикуляционного аппарата
|
- Анатомическое
строение без аномалий;
- не
удерживает позу закрытого рта;
- может
достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- движение
языка замедленные, с затруднениями;
- основные
движения языком, губами выполняет;
- губы
толстые, малоподвижные;
- наблюдается
замена движений и синкенезии;
- язык
вялый, массивный, объем движений неполный;
- может
достаточное время удерживать артикуляторное положение;
- тонус
нормальный, активность движений достаточная;
- кончик
языка малоактивный;
- при
артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
- прикус
– прогения;
- отмечается
повышенная соливация;
- твердое
небо – высокое, имеет готическую форму;
- точность
выполнения движений сохранна;
- зубы
мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение
зубного ряда;
- мягкое
небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или
послеоперационные рубцы.
|
Состояние
мелкой моторики
|
- Движение
рук неточное;
- пробы
Хеда выполняет выборочно;
- с
трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц,
завязывание шарфа и т.д)
- навыками
самообслуживания не владеет;
- недостаточно
развита моторика мелких мышц рук;
- произвольная
моторика не сформирована;
- ведущая
рука - правая;
- предпочитает
работать левой рукой;
- все
движения выполняет правильно;
- мышечный
тонус повышен;
- неправильно
держит карандаш;
- моторная
неловкость при работе с пластилином;
- испытывает
трудности при овладении графическими навыками;
- наблюдается
замедленный темп письма;
|
Состояние
общей моторики
|
- Двигательно
неловок, медлителен;
- ограничен
объем активных движений;
- отстает
в темпе, ритме, переключаемости движений;
- испытывает
трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут
хлеб” и т.д.;
- мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках;
- отмечаются
трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию
движений;
- замен
движений и синкенезий не наблюдается;
|
Понимание
речи
|
- Речь окружающих
понимает в пределах уровня интеллекта;
- понимание
речи затруднено;
- выполняет
задания по словесной инструкции;
- нуждается
в неоднократном повторении задания;
- с
опозданием реагирует на обращение учителя;
- речь
окружающих выполняет выборочно, с неточностями;
- понимание
речи связано с незнанием русского языка.
|
Звукопроизношение
|
- Имеются
недостатки произношения;
- нарушено
произношение звуков …;
- дефектно
произносит оппозиционные звуки;
- недостатки
произношения звонких согласных (оглушение);
- изолированно
все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки
наблюдается общая смазанность речи;
- отсутствие,
замена, искажение, смешение звуков;
- полиморфное
нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии.
|
Фонематические
процессы
|
- Фонематический
слух недостаточно сформирован;
- фонематический
синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно
названных звуков;
- фонематические
представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные
звуки, отбирает картинки;
- затрудняется
придумать слово на заданный звук;
- слабо
дифференцирует оппозиционные фонемы;
- неправильно
дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина;
- фонематическое
восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы;
- при
выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются
значительные трудности;
|
Владение
звуко – буквенным анализом и синтезом
|
- Навыки
звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы;
- допускает
ошибки при определении количества звуков в слове;
- имеются
затруднения в определении количества и последовательности звуков;
- определение
места звука в слове сформировано;
место звука по отношению к другим звукам определяет
не всегда верно;
- имеются
затруднения при определении количества и последовательности звуков на
более сложном речевом материале;
|
Воспроизведение
слов сложного звукового состава
|
- Не
удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со
стечением согласных;
- количество
слогов в многосложных словах определяет неправильно;
- переставляет
слоги местами;
- слова
сложного звукового состава воспроизводит правильно.
|
Темп,
внятность
речи,
характеристика
голоса и дыхания
|
- Темп
высказываний замедленный;
- речь
неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих;
- звуки
произносятся нечетко;
- голос
сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый;
- дыхание
свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное);
- темп
и ритм речи в пределах нормы;
- словесное
ударение употребляет правильно;
- интонационная
речь недостаточно выразительна.
|
Проявления
заикания
|
- Не
заикается;
- иногда
повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике;
- наличие
судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных);
|
Словарный
запас
|
- Объем
словарного запаса соответствует возрасту;
- словарь
беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой;
- не
всегда точно использует слова;
- испытывает
трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
- в
речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные,
наречия;
- не
понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их
употреблении;
- часто
использует слова не по назначению;
- допускает
смешение слов по смыслу и по акустическому сходству;
- страдает
понимание и употребление обобщающих понятий.
|
Грамматический
строй
|
- Недостаточно
сформирован для данного возраста;
- в
речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции;
- допускает
многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций;
- имеется
несогласование слов во фразе, аграмматизмы;
- неправильно
употребляет предлоги, падежи;
- имеются
ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число;
- в
спонтанной речи аграмматизмы не выявлены;
- допускает
ошибки в употреблении сложных предлогов;
- имеются
ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных
падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев);
- допускает
ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в
именительном падеже, а также в косвенных падежах;
- есть
аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных
(сливочное варенье, волчачий хвост).
|
Связная
речь
|
- Наблюдается
недостаточное развитие связной речи;
- в
пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение
последовательности событий;
- неотчетливо
произносит слова;
- оречевление
затруднено;
- при
ответах пользуется фразой несложной конструкции;
- наблюдается
высокий уровень речевого развития;
- опыт
речевого общения беден;
- самостоятельно
высказаться затрудняется;
- устная
форма речи недостаточно сформирована.
- грубое
недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа).
|
Письмо
|
- Имеются
многочисленные ошибки разного характера;
- испытывает
трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое
количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого
количества разнообразных других);
- при
списывании наблюдаются единичные ошибки;
- при
письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т,
б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное
написание слов).
|
Чтение
|
- Способ
чтения побуквенно – слоговой;
- чтение
замедленное, послоговое, словами;
- понимание
прочитанного с неточностями;
- чтение
послоговое, простые слова читает целостно;
- делает
запинки при чтении многосложных слов;
- чтение
с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова,
наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв,
аграмматизмы и др.);
- не отвечает
на вопросы по тексту;
- при
чтении слова произносит неотчетливо.
|
Координация
и пространственная ориентировка
|
- Нечеткая
координация движений;
- затрудняется
определить правую, левую сторону;
- зрительно
- пространственные представления сформированы недостаточно;
- причинно
– следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого;
- неправильно
располагает написанное на листе бумаги;
- схема
тела не сформирована;
- правильно
определяет части тела.
|
Дополнительные
сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика)
|
- Ошибки
часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью;
- охотно
принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения;
- легко
заинтересовывается, но быстро охладевает к работе;
- имеет
стойкую неуспеваемость по основным предметам;
- испытывает
трудности при усвоении материала по русскому языку;
- внимание
неустойчивое, часто отвлекается;
- значительно
снижен объем кратковременной и долговременной памяти;
- с
трудом овладевает необходимым объемом знаний;
- запас
знаний и представлений об окружающей действительности значительно
снижен;
- инструкции
по выполнению задания требуется повторять неоднократно.
|
Логопедическое
заключение
|
- Показаний
для занятий на логопункте нет;
- фонематическое
недоразвитие речи;
- общее
недоразвитие речи;
- нерезко
выраженное общее недоразвитие речи;
- нарушение
чтения и письма, обусловленное ОНР;
- недоразвитие
фонематического слуха и фонематического восприятия;
- лексико-грамматическое
недоразвитие;
- полиморфное
нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия;
- сложная
форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза);
- имеется
нерезко выраженная дисграфия;
- аграмматическая
дислексия и дисграфия;
- фонематическая
дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
|
Основные
причины трудностей усвоения учебного материала
|
- Нарушение
работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие
соматической ослабленности;
- трудности
адаптации в школьном учреждении;
- нарушение
моторики в виде недостаточной координации движений;
- незрелость
эмоционально – волевой сферы;
- педагогическая
запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка;
- гиперопека
родителей;
- недостатки
внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля;
- двигательная
расторможенность, гиперактивность;
- ограниченный
запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.;
- трудности
начались со второго полугодия, после болезни;
- недостаточное
понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
- трудности
овладения учебными терминами, понятиями;
- слабо
развито словесно-логическое мышление;
- недостаточное
развитие связной речи;
- трудности
формирования учебных умений (планирование предстоящей работы;
определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование
деятельности; умение работать в заданном темпе);
- невротические
и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и
т.д.)
|
Результаты
речевого развития
|
- Динамика
речевого развития незначительная;
- при
положительной динамике развития выпущен из группы;
- рекомендовано
продолжить занятия с логопедом;
- динамики
в развитии не наблюдается;
- логопедические
занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика
развития ребенка незначительная.
|
Рекомендации
|
- Диагностическое
обследование ребенка и сбор данных;
- избегать
интеллектуальные и психологические нагрузки;
- ребенок
нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны
взрослых;
- перед
объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения;
- в
целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и
речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс
обучения (или обучение в специальной коррекционной школе);
- систематизировать,
расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем
мире;
- пополнение
и уточнение имеющихся знаний;
- систематизация
умения и навыков;
- рекомендуется
консультация у специалистов…;
- во
избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7
летнего возраста;
- рекомендован
дополнительный отдых;
- уменьшение
интеллектуальной и эмоциональной нагрузки;
- посещение
занятий с психологом и логопедом;
- устранение
пробелов в имеющихся знаниях;
- довести
до необходимого уровня учебную деятельность;
- стимулировать
самооценку;
- создание
возможности выбора…;
- повышение
личной ответственности;
- создание
благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.;
- оказание
помощи в обретении веры в свои силы;
- рекомендован
повторный курс обучения;
- проведение
дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее
обучение с учетом его уровня развития;
- восполнение
пробелов в имеющихся у него знаний;
- ребенку
необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности;
- для
развития мотивации желательно использование занимательного материала,
видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации
“успеха”;
- единство
требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей.
|