15.12.2022
Резонатор
– часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было
резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких,
прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.
Верхние (головные) резонаторы
- полость глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются
«надставной трубкой». Резонаторы, которые находятся ниже гортани в грудной
клетке — трахея, бронхи – нижние резонаторы (грудные).
Упражнения,
развивающие звукообразование:
1. Пение с приставленной к
уху ладонью. Слегка выгнутая ладонь с прижатыми друг
к другу пальцами образует подобие раковины, которая ловит вибрации и помогает
детям лучше услышать себя. Вибрационное чувство играет большую роль в
образовании и восприятии певческого звука. Вибрационную чувствительность иногда называют ближайшим
родственником слуха. Известно, что люди, потерявшие слух, за счет
виброчувствительности начинают как бы «слышать через кожу». Прием пения с
ладонью можно использовать как в упражнениях, так и при работе над интонационно
сложными фрагментами в песнях.
2. «Колокол» (по
К. Тарасовой). Пропеть на одном звуке междометие «Бом!.. Бом!..», долго
протягивая звук «м». Пение с закрытым ртом помогает детям ощутить вибрацию губ,
звук при этом попадает в верхний резонатор.
3. Игра со звуком «Саксофон»
(по
Т. Охомуш) Дайте детям послушать звучание саксофона (фонограмму). Предложите детям
пропеть любую мелодию на звук «у», затем повторить ее «на саксофоне». Для этого
надо прикрыть рот ладошками, как коробочкой, и вновь пропеть мелодию, направляя
звук в теплые ладони. Это упражнение расширит у детей представление о тембровом
разнообразии человеческого голоса и поможет ощутить вибрации верхних
резонаторов.
4. Пение, приложив пальцы
к кадыку (по Т. Охомуш) Пропевать на одном
звучании «ммм и мм», «ммм э мм», «ммм а мм», «ммм о мм», «ммм у мм». В «ммм э
мм» вибрация, возникающая под пальцами, дает возможность ощутить начало звука,
которое должно быть мягким, а не резким, как удар.
5. Пение с закрытым ртом, при
котором слышится сонорный гласный «м». Этот прием помогает ощутить
резонирование звука в верхних резонаторах и является эффективным средством для
выравнивания звучания хора. При пении закрытым ртом губы выдвигаются вперед, а
зубы слегка размыкаются, что способствует резонированию звука в полости рта и
глотки.
6. Упражнения на раскрепощение подбородка.
Упражнение по методу Д. Огороднова. Дети прикладывают пальцы к щекам (пальцы сквозь щеки лежат на нижних зубах), при этом поют звук «у» на высоте до или ре.
Упражнение М.
Картушиной. Дети держат ладонь параллельно полу на
расстоянии 2-3 см ниже подбородка и поют звук «А», стараясь коснуться руки
подбородком.
7. Карточки позволяют
показать правильное положение рта при пении гласных. Можно использовать также
карточки с изображением неправильного положения рта и дать возможность пропеть
гласные по ним, а затем сравнить красоту звучания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.12.2022
Дата обновления: 15.02.2023
Дата публикации: 15.12.2022