27.10.2022
Голосовой
аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень
хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма
ребенка.
У
детей до четырех лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не
развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной
раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он
усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так
как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос
ребенка очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.
Голосовые
связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края –
отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное,
бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор
песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии:
простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой
ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий
диапазон (ми-си); короткие музыкальные
фразы, удобные для дыхания ребенка.
Музыкальный
руководитель работает над формированием устойчивого навыка естественного,
ненапряженного звучания, без форсированного звука, как во время пения, так и в
разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для развития голоса через
устранение крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы, опасно
позволять петь на улицу в холодную, сырую погоду.
На
пятом году жизни дети уже имеют некоторый музыкальный опыт. У них крепнет
голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание становится более организованным,
хотя все еще поверхностное.
Общее
развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей
нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его
голосового аппарата и на развитие его слуховой активности. Однако голосовой
аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми
связками также недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Дети
этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до второй октавы).
Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо
использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие
должны быть проходящими. Удобными звуками для детей пяти – шести
лет являются (ми) фа-си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое,
естественное.
У
детей седьмого года жизни голосовые мышцы еще по-прежнему не сформированы,
певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому
форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса,
отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не
напрягаясь, естественно светлым звуком и только в этом случае у них развиваются
правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и
звонким.
Огромную
роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем
легких, дыхание становится более глубоким – это
позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными
фразами. В свою очередь, систематический
показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание
до конца музыкальной фразы, процесс
самого пения способствует выработке широкого дыхания. У детей расширяется
диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодии в пределах ре-си, а
целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех
детей (до-ре).
Охрана
детского голоса предусматривает правильное поставленное обучение пению. Этому
во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар,
соответствующий возрастным возможностям детей. Заботясь о формировании
певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространённой
эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков,
громкого, форсированного звучания, которых пока нет у дошкольников в силу из
возрастных особенностей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.10.2022
Дата обновления: 15.02.2023
Дата публикации: 27.10.2022