«Детский голос и особенности его развития. Охрана детского голоса»

27.10.2022

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка.

У детей до четырех лет голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа), так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии: простые, ясные по смыслу слова, близкие образы, события и явления; простой ритмический рисунок мелодии без больших скачков; доступный певческий диапазон  (ми-си); короткие музыкальные фразы, удобные для дыхания ребенка.

Музыкальный руководитель работает над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, без форсированного звука, как во время пения, так и в разговорной речи. Важно создать благоприятную атмосферу для развития голоса через устранение крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы, опасно позволять петь на улицу в холодную, сырую погоду.

На пятом году жизни дети уже имеют некоторый музыкальный опыт. У них крепнет голос, увеличивается диапазон (ре-си), дыхание становится более организованным, хотя все еще поверхностное.

Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие его слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками также недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до второй октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными звуками для детей пяти – шести лет являются (ми) фа-си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

У детей седьмого года жизни голосовые мышцы еще по-прежнему не сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественно светлым звуком и только в этом случае у них развиваются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.Хочу такой сайт

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание.  У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это  позволяет использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами.  В свою очередь, систематический показ правильного исполнения, указание не разрывать слова, удерживать дыхание до конца  музыкальной фразы, процесс самого пения способствует выработке широкого дыхания. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодии в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до-ре).

Охрана детского голоса предусматривает правильное поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала – репертуар, соответствующий возрастным возможностям детей. Заботясь о формировании певческого голоса ребенка, необходимо оберегать его от распространённой эстрадной манеры пения, которая требует наличия определенных певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока нет у дошкольников в силу из возрастных особенностей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.10.2022

Дата обновления: 15.02.2023

Дата публикации: 27.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».